Боевые искусства с катаной: упражнения и техника боя

Фехтование с катаной

Ограждение катаны претерпело достаточно изменений и улучшений, чтобы достичь своего нынешнего высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался в период Сэнгоку (яп. 戦 国 時代 sengoku jidai «Эпоха враждующих провинций») — период в японской истории со второй половины 15 до начала 17 века, когда наступление сёгуната ослабла и пошатнулась, и Япония вступила в период феодальных волнений и внутренних войн.

Эта эпоха закончилась только в 17 веке с основанием сёгуната Токугава. Именно в эпоху бесконечных войн между всеми и всеми процветает японское искусство фехтования с катаной.

Именно в этот период, а точнее в XVI век, берет свое начало старейшая школа фехтования Японии Синкаге-рю. Она считается старейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному искусству фехтования.

Основатель школы Синкаге-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцун был прекрасным фехтовальщиком своего времени. Он лично обучался в трех школах фехтования: нен-рю, катори синто-рю и каге-рю.

Выбрав из этих школ лучшее, наиболее прогрессивное на тот момент и объединив их принципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкаге-рю, заложившую основы Кендзюцу, то есть борьбы с меч в тогдашней Японии. Исэ-но-ками взял технику фехтования школы Кагэ-рю за основу для фехтования с катаной.

Основатель школы Камиидзуми, Исэ-но-ками Нобуцуна, обучался в трех школах, которые называют истоками японского кендзюцу: нэн-рю, катори синто-рю, Каге-рю. Исэ-но ками усовершенствовал техники этих школ, уделяя особое внимание методам и принципам школы Каге рю. Результатом стало создание школы Синкаге-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками эффективно продемонстрировал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкагэ-рю был популярен до времен Реставрации Мэйдзи, когда начался его упадок и забвение, которое длилось до 1950-х годов, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования с катаной было не только овладение навыками владения оружием и защиты мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила: «Если я бью мечом мастера меча, когда он любуется цветением сакуры и не ожидает нападения, то и мастер меча, которому нет равных в искусстве фехтования, не умеющий для отражения атаки (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект искусства владения мечом с катаной заключается в том, стоит ли наносить удар самураю в спину, когда он не готов к битве. А технический момент — всегда быть готовым к бою, чтобы вас не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И это не попадет в постыдную ситуацию. Бои на мечах — это постоянная концентрация тела, духа и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть врагу в глаза. В этом случае глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широким. Ученики должны быть неподвижны.

Когда противник приближается, смотрите так, как будто вы смотрите вдаль. И тогда вы сможете увидеть не только лицо врага, но и все его тело, что позволит вам предсказать любую наступательную атаку с его стороны… В фехтовании вы можете позволить своим глазам выражать предельную решимость, но не позволяй им никогда не подставлять тебе голову »(Миямото Мусаси).

Фехтование на мечах: Двуручное, полуторное и японское обучение, уроки, как называется борьба в Японии

Вообще в фехтовании с катаной было три типа стоек для нанесения ударов: Джедан — стойка с высоко поднятым мечом, Чудан — стойка с поднятым перед собой мечом и Гедан — с опущенным мечом.

Это основные виды позиций в фехтовании на мечах. Самурайский бой на мечах предполагал использование всех трех типов позиций в связках друг с другом. В фехтовании с катаной есть восемь основных ударов, а также три основных защиты: верхний, средний и нижний.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кендзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Акцент в этом боевом искусстве делается на владении мечом. Мастерство часто достигается повторением многих тысяч ката. Ката — это последовательность движений, которую можно назвать боевыми приемами. Затем, долго тренировавшись, воин автоматически привносил свои знания в техники и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проводились с использованием боевых мечей, что делало их жестокими и травматичными. В более позднее время и в современном мире используются модели деревянных мечей.

Основную идею кендзюцу можно сформулировать так: во время атаки меч должен идти в цель не под прямым углом (удары), а по ее плоскости, вызывая тем самым порезы. В этом уникальность и одно из главных отличий от западных техник меча.

Возможно, самая известная и впечатляющая техника Кендзюцу — это иайдо.

Иайдо (что буквально означает искусство сидеть вместе) — это техника боя, которая включает немедленную атаку или контратаку врага. В иайдо нет фехтования как такового, здесь изучается мгновенное поражение врага мечом, изначально находившимся в ножнах. Все техники и движения Иайдо просты. Но овладение этой техникой требует не только физических навыков, но и острого ума, так как нельзя совершить ни одной ошибки и необходимо выверенным движением завершить бой за секунды.

Поскольку бой с катаной длился недолго (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была ключом к успеху. Всем своим внешним видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал врагу, что будет действовать определенным образом, заставляя врага подстраиваться под себя. В этот момент самурай со скоростью света атаковал врага неожиданной техникой, без всякой возможности защиты. И битва закончилась.

Использование катаны

Первоначально самураи не использовали меч в качестве основного оружия — предпочтение отдавалось катанам и копьям, а другие самурайские мечи использовались в качестве оружия самообороны. Также их использовали для обезглавливания побежденного врага или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Только в 15 веке, когда самураям было официально разрешено использовать только мечи, на первый план вышли катаны. Именно в это время особенно популярными стали техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самураев, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану, а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая были боевые катаны (которые обычно исполнялись в аскетическом стиле, без украшений), катаны для торжеств и вечеринок (красиво оформленные). Богатая инкрустация (драгоценными металлами и камнями) объясняется тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом, они могли показать свое богатство и положение.

Как овладеть катаной

Сегодня любое японское оружие, включая катану, классифицируется по длине клинка.

В 710 году нашей эры легендарный человек и первый мечник Амакуни впервые применил в битве меч с изогнутым лезвием, который был выкован из нескольких разных железных пластин. Этот меч отличался «сабельным профилем» и с двенадцатого до середины девятнадцатого он существовал в этой почти неизменной форме.

С 12 века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было приказано носить мечи европейского образца, катаны утратили свое привилегированное положение.

Сегодня любое японское оружие, включая катану, классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название. Основными видами являются: нодачи — двуручный меч с длиной клинка более 84 см; тати — придворная сабля самурая с лезвием, похожим на катану, но с более пышным декоративным убранством; чинса-катана — придворная сабля длиной до 61 см; вакидзаси — катана или тачи длиной до 51 см; столько же — боевой нож, который часто носили вместо вакидзаси, с клинком 28-40 см, а кайкэн — женский нож с прямым клинком 8-16 см.

Катана существенно отличается от любого другого меча, изобретенного человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские дамаски, не говоря уже о европейских мечах. Большинство экспертов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.

В «Убить Билла» режиссер Квентин Тарантино совершил серьезную ошибку в выборе времени и метода изготовления катаны. По японской традиции оружейник, сковавший клинок, никогда не занимался производством аксессуаров — для этого у него был целый штат производственных рабочих. На самом деле катана — это конструктор целиком благодаря труду многих людей, и у настоящего самурая всегда было несколько наборов аксессуаров для своего меча. Лезвие передавалось из века в век по наследству, и, в зависимости от различных обстоятельств, внешний вид катаны менялся. Например, на войне необходимо было придать мечу аскетический вид, а на свидании с женщиной мог появиться самурай с богато украшенной катаной. Катана приобрела такую ​​широкую популярность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое главное в любой катане — это металл; Для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержащая примеси молибдена и вольфрама. Прутья закопали в болото на 8 лет, чтобы ржавчина поглотила слабые места изделия, после чего его отправили в кузницу. Кузнец сплющивал стержни специальным молотком, превращая их в лист, затем этот лист складывали и снова сплющивали — в результате в готовом клинке содержалось около 50 000 слоев прочнейшего металла. Важным фактом является то, что настоящая катана самозатачивалась за счет упорядоченного движения молекул — достаточно было повесить лезвие на стену, чтобы через определенное время снова получить острое, как бритва, лезвие. Лезвие шлифовали в несколько этапов: девять колес уменьшали размер зерна, после чего мастер лично полировал его угольной пылью. Последним этапом производства была закалка жидкой глиной, во время которой на лезвии появлялась тонкая тусклая полоска — якиба. Знаменитые мастера ставили свою подпись на хвосте клинка. По окончании ковки и закалки меч полировался до зеркального блеска в течение 2 недель, и только после этого работа считалась законченной. Обычно мастер создавал клинок сам или с избранным учеником, которому передавал свои знания и опыт из уст в уста. Процесс изготовления меча может занять от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно много случаев, когда глава самурайской семьи велел мастеру сделать катану для своего новорожденного сына, чтобы, когда наследник вырастет и завершит обучение, он мог получить свой меч «по особому заказу».

«Оружие души» Для японцев катана была не просто оружием: она отражала дух японской нации и была символом свойств, которые веками вошли в историю. И хотя меч не является старейшим оружием Японии, он занимает особое место в истории и менталитете страны. Самые ранние японские мечи были очень похожи на своего китайского аналога: прямой меч «цзянь» и почти не напоминали катану. Именно эти мечи активно использовали первые самурайские поместья в раннем средневековье, и уже тогда меч практически считался «оружием души» военной касты. Отношение самураев к мечу и этика «кен-дзюдзу» были неотъемлемой частью кодекса «бусидо», определявшего весь образ жизни самурая. Наряду с зеркалом и ожерельем из яшмы меч был одним из священных символов императорской власти. Меч также был отличительной чертой социального положения воина, символом чистоты и — характерным только для Японии — самым ценным подарком. Катану преподносили знати, меч приносили в храмы по случаю особых торжеств и преподносили послам других государств в знак уважения. При этом правила ношения меча строго регламентировались этикетом.

После появления катаны именно этот меч стал считаться символом достоинства самурая, «оружием души» благородного воина, неукоснительно соблюдающего сложные ритуалы даже при повседневном использовании катаны. У самураев были свои достоинства. Например, у одного из них был большой ассортимент мечей — 10 и более, которые различались по форме и цвету ножен и рукояток. Все мечи предназначались для ношения в разных ситуациях: во время придворных праздников, на охоте, на войне. Например, если самурай хотел выразить свое душевное спокойствие, он повесил катану справа от себя, потому что вынуть ее из ножен было сложнее. Катана на левой стороне означала, что ее владелец «готов к войне».

Придя к нему, самурай передал свою катану слуге, который поклонился и положил меч вверх ногами на специальную подставку. Если самурай приходил в гости к старому другу, то он даже снимал короткое лезвие вакидзаси, подвешивая его под правой рукой рукоятью к себе. Повернутая к собеседнику рукоять могла быть истолкована как оскорбление, ведь такой жест означал сомнение владельца клинка в защитных способностях противника. Если собеседник случайно коснулся меча своего хозяина, последний воспринимал это как угрозу своей чести и даже мог привести его друзей на дуэль. Если хозяин дома искренне восхищался красотой клинка и просил разрешения полюбоваться им, прикоснувшись к клинку сквозь тонкую ткань, то это, наоборот, считалось большой честью для его владельца.

С точки зрения японских кузнецов, меч действительно чего-то стоил, если в него вложена душа кузнеца. В историю вошла очень интересная дуэль, в которой величайшие оружейники четырнадцатого века Муромасой и Масамунэ бросили вызов друг другу. Кузнецы загоняли свои катаны на дно небольшого ручья, поворачивая лезвия своих мечей против течения. В то время была осень, и все опавшие листья на лезвии меча Муромасы были разрезаны пополам, и листья, которые подошли к лезвию Масамунэ, огибали его, не касаясь его. Муромаса признал поражение в этой битве, потому что японская «мифология меча» утверждает, что меч — это не оружие агрессии, а оружие мира, и его истинная цель — предотвращать и останавливать войны.

Использование катаны В феодальной Японии практика использования катаны была более чем жестокой: недавно созданные катаны разрезали заключенных, чтобы увидеть, какое влияние меч оказывает на кости и ткани. Меч катанапо по своей форме имел слегка изогнутый клинок, что позволяло лезвию дольше оставаться в порезе, тем самым проникая глубже в рану. Многие боевые приемы самураев были специально разработаны таким образом, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча, они могли проникнуть в тело на 5-10 см, это значительно облегчило и ускорило нанесение удара и извлечение меча дальнейшее использование.

Бой на катанах длился несколько секунд, и, чтобы не скучать, самураи старались освоить самые разные тактики. У них были более хитрые приемы, чем очевидный «удар первым», который позволял противнику наносить первый удар, и, таким образом, атака становилась для него фатальной. Во всем этом кроется идея: чтобы обмануть противника, почти все сражения на катанах имеют одинаковое значение. Движением глаз и тела самурай представлял врагу некий образ, в пределах которого тот атаковал, а в ответ действовал неожиданно. Самураи старой закалки не размахивали мечами, сохраняя холодное спокойствие до решающего момента. Они знали, что «если меч будет поднят слишком высоко, врага будет трудно обмануть».

Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где работал. Его по праву можно считать самым известным оружейным мастером Японии. Он получил известность благодаря созданию своей собственной техники изготовления мечей: Сосю. Оружие по этой технологии производилось по строгим канонам. Основание меча состояло из четырех сваренных вместе стальных полос, которые были сложены вместе и выкованы пять раз, в результате чего количество слоев в клинке стало 128. Эту технику использовали более одного поколения его учеников. Согласно легенде, Масамунэ отказался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.

меч Масамунэ

Второй Мастер — Мурамаса. Родоначальник целой династии оружейников провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой тогдашнего правителя Японии и на каждом из своих мечей наложил проклятия на императорскую семью. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и уничтожены, а люди, державшие их, преследовались до смерти. Возможно, поэтому существует легенда, что мечи Мурамаса — окровавленные мечи и могут пробудить жажду крови в владельце. На сегодняшний день сохранилось всего четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире и состоит из 25 000 слоев стали.

Этих мастеров связывает легенда: каждый из оружейников воткнул свой меч в покрытое лотосами русло реки, цветы лотоса остались невредимыми от меча Масамунэ, а меч Мурамаса разрезал их на мелкие кусочки. В этой дуэли Мурамаса признал победу Масамунэ, поскольку согласно японской философии меч — это не оружие агрессии, а оружие мира и было создано, чтобы останавливать войны.

катана_японская

Самурайский меч Катана Катана ручной работы, цена — 5 248,37 руб.

Катана — традиционный японский меч

Оцените статью
Блог про единоборства и боевые искусства