- История создания
- Описание и анализ
- Секрет Челубея
- Александр Пересвет
- Погребение героя
- Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем
- Предпосылки
- Сражение
- Поединок богатырей
- Поединки
- Пересвет с Челубеем на Куликовом поле: другая версия
- Битва поединщиков
- «Пересвет и Ослябя»: значение и смыслы Куликовской битвы
- Советское понимание Куликовской битвы
- Духовно – нравственные вопросы Пересвета
- О непротивлении злу насилием
- Образ христианского воина
- Раскрытие мотивов через образ монголов
- Дмитрий Донской как образ правильного правителя
- Сон Дмитрия Ивановича
- Битва Пересвета с Челубеем
- Гибель Осляби
- Трусость Мамая
- Русские воины – праведники
- По благославению Сергия Радонежского
- Мурза Челубей
История создания
Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, во время событий, связанных с обороной Сталинграда и боями на Курской дуге. Художник задумал работу намного раньше. В 1917 году Авилов выставил на всеобщее обозрение свою картину «Отъезд татарина Чели-бея на единоборство с Пересветом». Однако художник остался недоволен своим творением. В начале Великой Отечественной войны Авилову было почти шестьдесят. Однако артист решительно направился в военкомат. Правда, там ему сказали, что его долг как художника — не сражаться с оружием в руках, а своим творческим талантом и кистью поддерживать патриотический дух советских солдат.
Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему подарили большую мастерскую, в которой он мог работать на большом холсте. В декабре началась интенсивная работа над фильмом, впоследствии получившим широкую известность. Художник работал над созданием полотна с большим вдохновением и завершенностью. Чтобы сделать произведение исторически достоверным, Авилов сделал большое количество эскизов оружия и костюмов, которые сохранились в Центральном историческом музее. В процессе работы над картиной он также выполнил несколько крупных этюдов на тему Куликовской битвы. Знаменитая монументальная картина была создана за полгода.
Описание и анализ
Описывая собственную картину, Авилов отметил, что композиция произведения довольно проста. Центральное место в нем занимают могучие фигуры встающих на дыбы лошадей. На них сидят Пересвет (слева) и Челубей (справа).
Главные герои изображены на переднем плане и подавляют второстепенные образы на изображении. Художник нарочно преувеличил необыкновенный рост и силу героев, сразившихся на дуэли, создав пафосно-эпическое звучание. Фигуры поднятых лошадей возвышаются над равниной пирамидой. Могучие фигуры двух воинов оттеснены на них, подчеркивая враждебность поединка.
Интенсивность росписи достигает максимума в изображении центральных фигур, а противоборствующие армии нарисованы на нарочито бледном фоне. Колышущиеся гривы и улыбающиеся челюсти заставляют лошадей выглядеть устрашающе. Раскрашенный щит Челубея и пестрая попона его коня выделяются на общем фоне живописного полотна. Стальная броня Пересвета светится на солнце.
Противники на огромной скорости бьют друг друга копьями. Доспехи не выдерживают силы ударов, а копья, пробивая их, пронзают тела героев. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. Красный малахай падает с его головы. Пересвет тоже откинулся назад. Его поза указывает на крайнее напряжение, а его ненавистные глаза устремлены на побежденного врага.
Состояние воинов противоборствующих армий справа и слева от центра композиции передано Авиловым игрой красок. Строгое сочетание серых тонов в левой части изображения олицетворяет стойкость и уверенность в превосходстве и победе русской армии. Россияне с нетерпением ждут боя, но остаются спокойными и уверенными, как гранитная скала. В их лагере не видно никакого движения.
Князь Дмитрий Донской изображен на белом коне. Во время Куликовской битвы он будет ранен, но останется жив.
Колоритные и яркие цвета, на которых изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его тревогу до конца боя.
Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания эпилога: взлетели могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями — автор убедительно передал ощущение высочайшего напряжения в поединке двух героев.
Секрет Челубея
Мастер конного боя Челубей не знал поражения еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.
В поединке с ним ни один противник не смог ударить его, так как более длинное копье Челубея выбило врага из седла.
Знал ли Пересвет? Чужой человек. Но именно отсутствие брони позволило ему нанести непобедимый Челубей смертельный удар.
Всадники разошлись, лошади разошлись и начали приближаться.
Герои ринулись навстречу, как две молнии…
И когда они ударили копьями, как говорится в летописи, «земля чуть не раскололась под ними».
Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев сбросить его с седла, и таким образом он смог приблизиться к противнику и поразить его.
Удар копья Пересвета попал в щит Челубея, пронзил его и поразил насмерть.
Челубей, получив смертельное ранение, упал на землю, направляясь навстречу войскам Орды.
Несмотря на пронзенную копьем грудь, Пересвет остался в седле и сумел скакать в сторону русского войска.
Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага перед войсками Золотой Орды вызвала недоумение.
В воздухе витал вопрос:
Кто этот русский, сумевший противостоять сильнейшему из воинов.
Обычный ход вещей был прерван.
Воины Орды потеряли веру и страх.
Жертвенное предприятие Пересвета вдохновило русских солдат, бросившихся в бой.
И первым среди них был Андрей Ослябя.
Победа русских войск в Куликовской битве явилась важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и грядущему ниспровержению ига Золотой Орды.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя канонизированы Русской Православной Церковью. Их память отмечается 7 сентября (20.
Память о Пересвете очень уважаема в Китае и Тибете.
Так, в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в специальной священной книге, где записаны важнейшие духовные события.
Дуэль Пересвета и его победа над бессмертным DABDOB записаны здесь как событие, выходящее за рамки обычного хода вещей.
Александр Пересвет
Дата рождения Александра Пересвета достоверно не известна. Многочисленные источники свидетельствуют о его боярском происхождении, то есть о принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие должности и владели землей. Но место рождения известно: это Брянск. Якобы Александр Пересвет не раз принимал участие в походах и войнах.
правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым людям подвиги и качества, которыми они на самом деле не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет принял монашеский постриг, став монахом Троице-Сергиева монастыря. Он воевал вместе с другим иноком-схематиком Родионом (в монашестве Андреем) Ослябем, который, как и он, был учеником и пострижником преподобного Сергия Радонежского.
Летопись гласит, что по велению Сергия Радонежского двое монахов начали поход с князем Дмитрием Ивановичем — Пересвет и Ослябя. Им приказали «вместо золотых шлемов надеть узор с вышитым крестом». Считается, что братьям пришлось отслужить одноразовую службу — вдохновить русскую армию молитвой и правильным словом.
Но поскольку практически нет авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях, историки до сих пор спорят о биографии Пересвета.
Погребение героя
Тело Александра Пересвета доставили в Москву. Там он был похоронен с воинскими почестями в церкви Рождества Богородицы в личном склепе. Вместе с ним были похоронены легендарные герои битвы, такие как Родион Ослябя.
В 18 веке под колокольней строители обнаружили старинную гробницу, в которой якобы был похоронен Александр Пересвет. Некоторые историки считают эту информацию неправдоподобной. После реставрации храм был дополнен усыпальницей и воздвигнут надгробие. Так продолжалось до 1920-х годов. Сейчас в трапезной церкви установлена новая мемориальная доска, повторяющая чугунный саркофаг Пересвета. Гробница открыта для посетителей.
Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем
Дуэль перед Куликовской битвой
Дуэль героев Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) нам хорошо знакома по картине советского художника М. И. Авилова. Мастер написал ее в трагическом для страны переломном 1943 году, когда важно было поддержать дух Советской армии и направить ее к победе в священной освободительной войне. Ведь в свое время поединок героев решил исход Куликовской битвы в пользу россиян.
В том историческом сражении оба солдата погибли, но победу признал Пересвет, сумевший скакать на коне к русским полкам, а брошенный из седла Челубей остался лежать на поле.
Значение Куликовской битвы для судьбы Российского государства очень велико, так как тем самым коренным образом пошатнулось правление Орды. По мнению историков, сам исход Куликовской битвы был предопределен исходом поединка между русские богатыри и татары.
Оказывается, по законам, разработанным в древности, поединки сильнейших воинов перед битвой назначались только при возникновении сложной или неопределенной ситуации.
Выбор атакующей стороны был своеобразной ничьей. Хорошо известно, что первая армия, вступающая в бой, всегда несет большие потери. Следовательно, поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказался в проигрыше, обрек свою армию на большие потери. Какая ситуация в соотношении противоборствующих сил сложилась перед Куликовской битвой?
Получается, что русские и татарские войска были в то время примерно равны по силе, у них было примерно одинаковое количество солдат. Это не побуждало ни одну из армий атаковать первой, поскольку ни одна из них не хотела терять значительную часть своей армии. Поэтому боевые полки столкнулись друг с другом, ожидая действий с противоположной стороны.
У татар был еще один повод отложить начало сражения: они ждали бегущего им на помощь войска литовского князя Ягайло. По этой же причине русские были заинтересованы в скорейшем начале сражения, вплоть до объединения сил татар с литовцами.
Дуэль началась для разрешения этой конфронтационной ситуации. Из татарского войска ушел исполин печенег мурза Челубей, воин огромной силы, овладевший приемами древнего боя «бонч-бо».
Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в боях на копьях, используя хитрый прием: благодаря своей невероятной силе он взял копье на 1 метр длиннее, чем у противника, чтобы иметь возможность поразить врага первым.
Из русских добровольно вызвался могучий воин Александр Пересвет, инок Троице-Сергиева монастыря. Понимая, что охрана не спасет от удара гигантского врага, Пересвет не стал носить кольчугу на дуэль, чтобы быть более свободным в движении. Вот что помогло ему поразить Челубея.
Когда рыцари подошли смертельным ударом, самое длинное копье печенега пронзило незащищенное кольчугой тело Пересвета, но не сбило его с седла из-за плохой устойчивости живой плоти к железу. А копье Александра, сокращая дистанцию между противниками, смогло поразить врага насмерть и заставить его упасть с седла.
Русский богатырь какое-то время остался в живых, нашел в себе силы на коне и поехал в русское войско. Мамай увидел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих коней в атаку.
Куликовская битва завершилась поражением войск Мамаева, останки которых русские преследовали еще в нескольких милях от Куликовского лагеря.
За факт оружия во имя России Пересвет был канонизирован, его память отмечается в Тульском соборе 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор не найдена.
Предпосылки
В 14 веке Русь была истощена монголо-татарским гнетом Золотой Орды. В то же время возросло влияние Московского царства. Нескольким русским князьям удалось добиться нескольких побед над татарами, что придало силы сопротивлению оккупации. В 1376 году русские войска начали освобождать свои земли, оттеснив Орду на юг. В процессе отступления мамайские ханы разорили несколько княжеств, но так и не вступили в открытый бой.
В середине августа российская армия прибывает в Коломну. Воины со всей России по-разному собираются, чтобы раз и навсегда дать отпор татарам. Лидер Орды Мамай считает, что Дмитрий побоится переходить Оку и надеется на скорую помощь от литовцев. Но в начале сентября русские переправились через реку и двинулись через рязанские земли на Мамай. Среди солдат был Александр Пересвет.
Такой маневр Дмитрия посчитал опрометчивым. Слухи о панике по поводу скорого разгрома коалиции князей распространились по России.
Сражение
Окрыленные победой и героическим самопожертвованием, русские войска кричали на врага. Стороны столкнулись в ожесточенной схватке. Татар было в меньшинстве. Но русские оставили серпуховский командирский полк в засаде. В решающий момент он ударил в тыл татарским войскам. Рыцари рубили сзади, татары колебались. Они в панике бежали, и почти все они были убиты.
Поражение Орды в битве на Куликовом поле стало отправной точкой для освобождения Руси от татаро-монголов. Воодушевленные победой, русские князья решили собраться под Москвой.
Поединок богатырей
По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого столкновения у бойцов сломались копья, после чего они оба упали на землю и погибли. Есть и другая версия дуэли, единственная существующая в дореволюционной России.
Александр Пересвет пошел в бой, вопреки логике дуэли, сняв доспехи и оставшись в одной Великой Схеме. Это монашеский плащ с изображением креста, надетый поверх мантии монаха. Он сделал это для того, чтобы копье противника, проходя через мягкие ткани тела на большой скорости, не успело выбить его из седла. Чтобы он мог ударить себя, что и произошло в бою. Челубей был убит и упал с седла, а значит, поединок для них проигран. Пересвет, получив смертельное ранение, продолжал оставаться в седле и смог самостоятельно добраться до строя русской армии.
В «Сказке о Мамаевской резне». В основном издании «описывается дуэль Пересвета с Челубеем:«… Злой печенег вышел из большого татарского войска, внешне похожего на древнего Голиафа: пять рук его ростом и три руки его шириной. И Александр Пересвет, монах из полка Владимира Всеволодовича, увидел его и, выходя из строя, сказал: «Этот человек ищет такого, как он, я хочу переехать с ним! .. И его каска была на нем голова, как архангел, вооруженная, но это был план по велению игумена Сергия… Печенег бросился к нему… И они сильно ударили копьями, почти пробив землю под собой, и оба они упали со своих лошади упали на землю и погибли».
Однако в предыдущей «Задонщине» Пересвет все равно вернулся к себе. По этой версии, он получил серьезные травмы.
Сразу после боя истребителей началось самое сражение: конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.
Поединки
В средние века генеральным сражениям часто предшествовала дуэль между лучшими бойцами каждой армии. Это неписаное правило неуклонно соблюдалось. Борьба продолжалась до смерти, и никто не имел права вмешиваться. Истоки этого обычая восходят к нашей эры.Древние легенды говорят о том, что вместо битвы между двумя войсками могла произойти битва двух человек. Проигравшая сторона отступала. Конечно, на самом деле битва, скорее всего, началась вне зависимости от дуэли. Но для бойцов это имело очень важное психологическое значение. Для многих это было своего рода суеверием.
Пересвет с Челубеем на Куликовом поле: другая версия
По другой версии, Пересвет сознательно пошел на хитрость и самопожертвование. Герой, сражавшийся с Челубеем перед Куликовской битвой, знал о длинном копье врага. Поэтому он сознательно снял все свои доспехи, чтобы копье татарского фаворита быстро прошло сквозь тело Александра и это позволило ему поразить врага. Монах-воин носил церковную одежду с православным крестом. Самоуверенный Челубей пронзил Пересвета, но тот с копьем в теле дотянулся до врага и победил его. В агонии русский воин успел скакать к своим войскам и только там упал.
Битва поединщиков
По законам, разработанным в древности, сражение сильнейших воинов перед битвой называлось только при возникновении сложной или неопределенной ситуации. Древние легенды указывают на то, что битва между двумя воинами в поле зрения противника может заменить битву легких войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это всего лишь легенда и на самом деле битва началась независимо от исхода битвы. Но в любом случае это имело очень важное психологическое значение для бойцов.
Выбор атакующей стороны был своеобразной ничьей. Известно, что первая армия, вступающая в бой, всегда несет большие потери. Поэтому дуэль могла стать решающей для развития событий.
Как развивалась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовской битвой? Оказывается, русские и татарские войска были примерно равны по силе, у них было почти одинаковое количество солдат. Об этом знали обе армии и не заставляли их атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своей армии. Поэтому боевые полки стояли лицом друг к другу, ожидая действий противоположной стороны.
У татар была еще одна причина отложить начало сражения. Их ждали войско литовского князя Ягайло. По этой же причине русские были заинтересованы в скорейшем начале сражения, вплоть до объединения сил татар с литовцами. Чтобы разрешить эту конфронтационную ситуацию, была инициирована дуэль.
«Пересвет и Ослябя»: значение и смыслы Куликовской битвы
«Насекомое . и она хочет жить» — так начинается мультфильм о славных героях, сложивших голову за землю Русскую, Пересвете и Осляби.
Автор вложил эту фразу в уста Пересвета, который еще не думал, что скоро ему предстоит сделать самый трудный выбор в своей жизни: выбор между жизнью и смертью.
Советское понимание Куликовской битвы
В недавнем прошлом был снят мультфильм «Лебеди Непрядвы» (1980, режиссер Роман Давыдов, снят к 600-летию Куликовской битвы, которая произошла 8 сентября 1380 года). Мультфильм полон образов и символов, даже название отсылает нас к «Задонщине» (здесь использован образ лебедей) — шедевру русской литературы, посвященному Куликовской битве и князю Дмитрию Ивановичу Донскому.
Но тема духовно-нравственного выбора и мировоззрения русского народа того времени, а, следовательно, корень (источник) победы в мультфильме, обусловленной, скорее всего, атеистической политикой советского периода, не сохранилась были раскрыты. История победы русского народа показана как предприятие народа не только на поле битвы, но и как предприятие труда. Очень полезно, но без вскрытия корней урок не усвоится.
Во многом поэтому, наверное, родилась идея снять новый мультфильм, как попытку раскрыть духовные и нравственные мотивы, которые побудили наших предков совершить подвиг. Название также отсылает нас к двум «воинам Христа», то есть борцам духа, что задает тон всей картине. В мультфильме Романа Давыдова выбрано довольно поэтическое название — образное, как символ душ убитых воинов. Хотя в той же «Задонщине» лебеди представлены как сравнительный образ войск Мамая…
Духовно – нравственные вопросы Пересвета
О непротивлении злу насилием
Мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя» (2010) начинается со спасения, то есть с надежды. Александр Пересвет, размышляя о своей жизни, спасает муравья, который, по всей видимости, вот-вот умрет. Этот эпизод взаимосвязан со следующим, в котором выясняются мотивы, по которым Пересвет отправился в монастырь — «на спасение», оказывается, он был сильным воином из дворянского рода (боярин), но, будучи человеком глубокой веры, он решил дилемму, применять ли насилие, полностью отказавшись от оружия, став монахом. То есть можно сказать, что он стал сторонником идеи непротивления злу силой. Но есть ли ситуации, в которых можно прибегать к насилию? Где грань между необходимым и чрезмерным насилием? На эти вопросы, которыми был Борим Пересвет, отвечает его духовный наставник Сергий Радонежский, который во многом предопределяет дальнейший выбор Пересвета.
Образ христианского воина
Тема мужества как необходимого качества воина раскрывается в эпизоде с мальчиком-посланником. Еще воином Александр Пересвет наставил мальчика: «Страх в глазах — твой смертный приговор». Выступая здесь в роли наставника, Пересвет предстает человеком, познавшим эту истину и, следовательно, обладающим этим качеством.
Следовательно, перед нами образ духовно зрелого человека: трудного, но раскаявшегося, мужественного, но кроткого. Разве это не образ идеального христианина? Разве он не сильный человек?
Вышеупомянутый Иван Ильин писал о сильном человеке:
..сильный человек утверждает свою силу, не убегая от конфликта псевдо-добродетельной пассивностью…; сильный человек видит трагедию своего положения и идет навстречу, чтобы войти и освободиться от него. Он допускает несправедливость не по отношению к себе, а во имя работы Бога. И то, что он делает в этой борьбе, — это его собственный поступок, его собственная деятельность, которую он даже не думает приписывать Богу. Это его человеческий результат, который он сам осознает как духовный компромисс и который в то же время является его начинанием: по этой причине это большое объективное напряжение того, кто борется за добро воли.
… Растяжение духа необходимо здесь не только для того, чтобы убить злодея, но и для того, чтобы вынести свой поступок и совершить жизнь совершенным поступком, не отказываясь от своего поступка с гнусным отречением от его необходимости, но даже не идеализируя его моральное содержание.
Раскрытие мотивов через образ монголов
Как проявляется образ врага? Кто по сути является народом Орды? Образ Баскака хана, можно сказать, отражает противоположность христианских добродетелей, о которых мы говорили, говоря о Пересвете.
Кто русские для Мурзы? Рабы. «Псов много, а солдат мало», — надменно произносит Баскак. Обвиняя русских в подобострастии, он не оставляет им шанса на идентичность. Что для Орды главное? Украшения, деньги, богатство. Недаром он восхищается богатством Москвы, предвкушая богатую добычу.
Описав представленный в мультфильме образ Орды, мы получаем портрет духовного нищего, охваченного пороками и страстями человека. Разве это не враги истинного христианина? Получается, что русский народ действует не только как часть следующего сражения, но и как войско Христа. Эпизод с освобождением русской армии предвосхищает фраза Сергия Радонежского: «С Богом!» Уверенность команды в победе подчеркнута особой торжественной музыкой.
Все как один готовы положить голову за землю за русскую и за христианскую веру («Задонщина»)
Дмитрий Донской как образ правильного правителя
Все победоносные войны России начинались с молитвы и благословения. Авторы мультфильма на этот раз не только доказали, что это уже не важно, но и раскрыли образ князя Дмитрия Донского как правителя христианского. Хотели ли русские кровопролития? Нет. Трижды князь пытался отплатить щедрыми дарами, предотвратив таким образом пролитие крови. Но враг жаждал крови, мести и войны, по сути, не оставляя русским выбора. Должны ли русские отдать Землю, чтобы враг посмеялся над ними? Нет.
«Бог с нами.
Несмотря на то, что они находились под игом сто лет, русские смогли противостоять Орде, даже если сменилось не одно поколение. Земля уже не помнит людей, которые не жили при монголах. Но именно преемственность является залогом победы как сохранения памяти отцов и, прежде всего, через Веру. Что изображают ребята из мультфильма, которые бегают за армией? Именно преемственность — будущие воины будущих побед.
Оказывается, именно иго позволило русскому народу стать православным народом во всей полноте этого слова. Вспомните отношение древнерусских авторов к монгольскому игу. Например, в «Повести о Мамаевской расправе» есть такая фраза:
По Божьей уступке, за наши грехи, вдохновленный дьяволом, поднялся князь восточной страны по имени Мамай, язычник по вере, идолопоклонник и иконоборец, злобный гонитель христиан…
То есть через покаяние русский народ воспринимает монгольское иго. Становление русского народа происходит через покаяние. Поэтому в свое время Достоевский писал: «Русский — значит православный».
Мы помним лозунг наших войск: «За землю русских и за христианскую веру». Они привыкли воспринимать эту фразу как мифолог, хотя на самом деле она передает все мировоззрение древнерусского человека.
Сон Дмитрия Ивановича
Ночь перед боем. Чем занимается Дмитрий Иванович в должности главнокомандующего? Молитесь за себя и его воинов. Слова ночной молитвы, которую произносит Дмитрий Иванович, обычно произносятся перед сном: «В руке Твоей, Господи, передаю дух мой…». В контексте предстоящей битвы второе значение этих слов отражает боевой настрой Дмитрия: упование на Бога.
Во сне князь Дмитрий видит битву ангелов и демонов, в которой побеждают воины Христа, что олицетворяется выбросом очень яркого света.
Этот сон вселяет в Дмитрия уверенность, ведь Российская армия олицетворяет истину:
«Ибо истина — сила Божья»
Битва Пересвета с Челубеем
Если русская армия изображена в белом тумане (белый свет — символ чистоты, Царства Небесного), при изображении Челубея фон темнеет, сгущаются тучи — олицетворение «темных» сил. Сам Челубей изображен свирепым язычником, что подчеркивается огромными доспехами-амулетами на груди, а конь увешан раскрошенными черепами. Образ Челубея усиливается самоуверенным смехом и аплодисментами перед российскими полками.
Во что верит Челубей? В твоей непобедимости, в твоей силе. Следовательно, он ограничивает свои возможности человеческими возможностями.
В глазах Пересвета смирение и спокойствие. Он понимает, что Богу возможно все. Поэтому первую победу Александр Пересвет добился еще до боя, полагаясь не на свои силы, а на силу Бога. Напомним, что перед боем Пересвет и Ослябя получили куклу Великая Схема от Сергия Радонежского (постриженная по схеме инока), ставшая их уделом, оружием и доспехами.
Пересвет встречает команду, просит прощения, раскаивается: он готов явиться перед Господом. И молитесь — не за себя, а за своих братьев!
Смерть Пересвета олицетворяет взлет ласточки в небо. Ласточка всегда воспринималась древнерусскими авторами как «горная» (небесная) птица. А как умирает Челубей? На теле убитого язычника сидит черная ворона — как символ беспокойной души, образ неверной и языческой смерти.
Помните слова Пересвета о страхе в глазах как о смертном приговоре? Это страх после смерти Челубея, который мы видим в глазах генуэзских наемников Мамая. Утрата Челубея — символ духовного разрыва, предвестник неудач.
Битва ведется не только на поле битвы, и успех битвы не зависит только от крепости меча. Сергий Радонежский молится за русское войско, совершая свой духовный подвиг.
Гибель Осляби
Ослябя сражался как непобедимый воин, победить которого можно было только стрелами. Ослябя умирает, спасая князя Дмитрия Ивановича. «Я отдал жизнь за друзей». Умирая, Ослябя еще в бою, все еще с князем: он вешает щит на спину Дмитрию Ивановичу, который через несколько мгновений примет на себя удар монгольской напасти, спасая князя.
Вставив в битву эпизод с мальчиками, показано, как человеческие сны, если они хороши по своему содержанию, могут претворяться в жизнь. Разве не снились такие мечты русскому народу, томившемуся под игом и осмелившемуся восстать против Мамая? Разве такие мечты не должны быть переданы подрастающему поколению?
Трусость Мамая
Темник Мамай изображается трусом. Посмотрите, как это сначала проявляется: он уверенно сидит рядом с золотой чашей, которая усиливает образ правителя, который все держит под контролем. И эта же чаша олицетворяет трусость Мамая, когда в рамке, по сути, только чаша, и Мамай спешно ест ее в колеснице.
Русские воины – праведники
Души умерших русов забирают ангелы. Их отводят как праведников «к тем, кто подставил голову своим друзьям». Поэтому победа в бою описывается как духовная победа — моральная победа не столько над внешними врагами, сколько над внутренними врагами, которая красной нитью проходит через весь сюжет мультфильма. Пересвет правильно понимает истинное служение Богу, понимает его цель. Дмитрий Иванович верит, что Бог поможет победить, ведь правда наша. Ослябя не боится смерти, что иллюстрирует фразу Василия Великого: «Для кого хочешь жить, ради них не бойся умереть».
Поэтому мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя» затрагивает очень важные духовно-нравственные проблемы человека во время нашествия Орды, восстанавливает те смыслы, которые помогают понять смысл победы команды Дмитрия Донского.
родителям важно не только фильтровать мультфильмы, которые они показывают детям, но и уметь объяснять, что изображено на картинке, в чем смысл сценария, что полезно после просмотра.
Во многом именно для этого и был разработан наш сайт: помочь родителям глубже понимать мультфильмы.
Мультфильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя»
В статье использован кадр из фильма «Пересвет и Ослябя»
По благославению Сергия Радонежского
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной опоры пошел в свою обитель за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, прославлялось на всей Руси, и благословение такого человека должно было вселять в воинов надежду.
Преподобный Сергий благословил не только князя, но и двух монахов из боярской семьи, знатоков военного искусства, добровольно пожелавших поехать с ним. Этими монахами были, как известно, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий впервые постриг в Великую Схему.
По легенде, перед битвой Пересвет помолился в келье отшельника у часовни святого воина, великомученика IV века Димитрия Салоникского. Позже был основан Димитриевский Ряжский мужской монастырь. Помолившись, Пересвет ушла, оставив яблочную палочку. Сейчас это исторический экспонат, который хранится на складе Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Кстати, для раненого это скорее костыль, чем трость.
Если так, то Пересвет действительно не мог погибнуть на дуэли. Он был тяжело ранен и какое-то время опирался на яблочную палочку. Хотя это маловероятно, эта гипотеза остается одной из нерешенных исторических загадок. Пересвет был похоронен в старинном Симоновом монастыре в Москве.
Мурза Челубей
Из татарского войска ушел исполин печенег мурза Челубей, воин огромной силы. В боях верхом он использовал копье на метр длиннее обычного, что позволяло убить врага еще до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином и ранее побеждал соперников в боях на копьях более 300 раз. Мамайцы наняли его специально для таких поединков.
Челубей (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза или Таврул) был не просто опытным воином и героем. Он был тибетским монахом, обученным не только системе боевых искусств Тибета, но и овладевшим древнейшей практикой боевой магии: бонпо.
В результате он достиг высот посвящения и приобрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа магической боевой речи», то есть искусство боя, в котором эффективность боевых приемов бесконечно повышается за счет притяжения через заклинания силы могущественных сущностей от потусторонний мир — демоны (демоны).
В результате человек впускает «силу зверя» или, проще говоря, превращается в существо с демоном, своего рода симбиоз человека и демона, становясь одержимым. Плата за такую услугу — бессмертная душа человека, который даже после смерти тела не сможет освободиться из посмертных объятий сил тьмы.
Согласно древним источникам, Челубей выехал из армии на белом коне, одетом в серую одежду.