Философия даосизма Китая: кратко и понятно

Зарождение досизма

фото 887

Учение Дао загадочно и противоречиво. Он старше авраамических религий, и история его происхождения окутана тайной. Главный учитель древнекитайской философии — Хуан Ди, Желтый Император. О его жизни сохранилось мало сведений, она противоречива и больше похожа на мифы. Он был величайшим мудрецом своего времени, и после смерти своего физического тела он переродился и получил вечное бессмертие.

Желтый Император создал основу учения Дао, но Лао-цзы является его главным автором. Он написал знаменитый трактат «Дао дэ цзин», в котором изложил основные концепции и идеи обучения. В анналах древних историков содержится информация о встрече Лао-цзы с Конфуцием, еще одним великим мастером. Лао-цзы был старше Конфуция и осуждал его интерпретацию философии и чрезмерную одержимость проповедью идей Дао.

Остальная информация о жизни Лао-цзы больше похожа на легенду, чем на реальные факты из его биографии. Его мать проглотила кусок горного хрусталя и зачала ребенка. Она носила его 80 лет и родила не ребенка, а седого старика. Лао-цзы поступил на службу в Императорский книжный склад, где изучал древние писания. Чем больше он узнавал, тем больше росло его разочарование. В конце концов он решил стать отшельником. Избегая людей, он сменил имя и пошел все дальше и дальше, пока не достиг границы. Охранник узнал его и попросил поделиться своей мудростью. Лао-цзы написал для него «Дао дэ цзин», короткий стихотворный учебник, содержащий основные идеи даосизма.

В эссе его учение противопоставляется конфуцианству, которое распространилось повсюду. Он быстро стал популярным, и правительству это не понравилось. Лао-цзы пришлось бежать из страны, но его учение не могло быть искоренено, и Конфуцию пришлось смириться с этим.

История Лао Цзы

Есть одна из притч о рождении основоположника даосизма. Когда родился Лао-цзы, он увидел, насколько несовершенным является этот мир. Затем мудрый младенец снова вошел в утробу, решив вообще не рождаться, и оставался там несколько десятилетий. Когда его мать, наконец, освободилась от бремени, Лао-цзы родился седым бородатым стариком. В этой легенде указано имя даосского философа, которое можно перевести как «мудрый старик» или «старый ребенок».

Первое и наиболее полное описание основателя даосизма было сделано в I веке до н.э. Сыма Цянь, китайский потомственный историк, ученый и писатель. Он сделал это в соответствии с устными традициями и рассказами через несколько столетий после смерти Лао-цзы. Его учение и его жизнь теперь стали традицией, по большей части превратились в легенды. По словам китайского историка, фамилия Лао-цзы — Ли, что довольно часто встречается в Китае, а имя философа — Эр.

Лао-цзы родился

Сыма Цянь указывает, что даосский мудрец служил при императорском дворе хранителем архивов, в современном понимании, библиотекарем, архивариусом. Эта позиция включала поддержание порядка и сохранность рукописей, их классификацию, упорядочение текстов, соблюдение церемоний и ритуалов и, возможно, написание комментариев. Все это свидетельствует о высоком уровне образования Лао-цзы. По общепринятой версии, год рождения великого даоса — 604 год до н.э.

Основоположники учения

Помимо основателей Хуан Ди и Лао Цзы, у китайской истории есть много последователей учения Дао, которые внесли значительный вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:

  1. Чжан Даолинь. Он основал первую школу даосизма «Пять ведер риса», которая позже стала школой первых наставников. Долгое время он был ее патриархом.
  2. Ге Сюань. Он написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Его последователи уважали его не меньше, чем самого Лао-цзы.
  3. Ге Чаофу. Фонд школы Линбао.
  4. Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Он провел реформы в Школе первых наставников, распространив свое учение по всему Китаю.
  5. Ян Си. Он основал школу Шанцин, которая подчеркивает религиозную сторону учения.
  6. Ван Чунъян. Основывает школу Цюаньчжэнь.
  7. Чжан Санфэн. Он создал несколько гимнастических систем, используемых в духовных практиках.

Восемь бессмертных занимают особое место в развитии даосизма. Их почитают как божеств, но они родились от обычных людей и присоединились к пантеону только после смерти. Поддержите ученых, музыкантов и актеров. Образы восьми бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.

Философия бытия по Лао Цзы

Жаны трактата не только описывают Дао, Дэ и «не делать», они полны аргументированных аргументов, что все в природе основано на этих трех китах и ​​почему человек, правитель или государство, следуя их принципам, достигает гармонии, мир и равновесие.

Волна захлестнет камень.

У эфирного нет преград.

Поэтому ценю покой

я учу без слов

я делаю это без особых усилий. (Чжан 43)

Есть места, где можно увидеть сходство учений Конфуция и Лао-цзы. Главы, построенные на противоречиях, кажутся парадоксами, но каждая строка — это более глубокая мысль, несущая в себе истину, просто подумайте.

Безграничная доброта подобна безразличию.

Сеющий добро подобен жнецу.

Простая правда на вкус ложь.

Настоящий квадрат не имеет углов.

Лучший кувшин создается на всю жизнь.

Громкую музыку невозможно услышать.

У большой картины нет формы.

Дао скрыто, безымянное.

Но уступает место только Дао, свет, совершенство.

Абсолютное совершенство кажется недостатком.

Невозможно решить.

Крайняя полнота подобна полной пустоте.

Его нельзя исчерпать.

Большая непосредственность работает постепенно.

Великий разум облечен в невинность.

Великая речь сводится к иллюзии.

Гуляй — холод победишь.

Не действуйте: вы преодолеете жару.

Мир создает гармонию в Поднебесной. (Чжан 45)

Меня поражает глубокое и в то же время невероятно поэтическое философское рассуждение о значении земли и неба как сущностей вечного, постоянного, невозмутимого, далекого и близкого человеку.

одна из страниц Дао Дэ Цзин

Земля и небо идеальны

для этого они равнодушны к человеку.

Мудрые равнодушны к людям: живите, как хотите.

Между небом и землей —

кузнечная меховая заготовка:

чем шире область применения,

более стойкое дыхание

более пустое родится.

Молчи —

вы будете знать меру. (Чжан 5)

Природа лаконична.

Ветреное утро сменится тихим днем.

Дождь как ведро днем ​​и ночью не будет.

Так устроены земля и небо.

Даже земля и небо

не может создать прочного,

все больше людей. (Чжан 23)

История трактата

По количеству переводов Дао Дэ Цзин, вероятно, уступает только Библии. Первый европейский перевод произведения на латынь был сделан в Англии в 18 веке. С тех пор только на Западе работа Лао-цзы была опубликована не менее 250 раз на разных языках. Самая известная — санскритская версия 7 века, она послужила основой для многих переводов договора на другие языки.

Основной текст доктрины восходит ко II веку до н.э. Этот образец, написанный на шелке, был найден в начале 1970-х годов при раскопках в районе Чанша в Китае. Долгое время он считался единственным и самым старым. До этого открытия многие современные эксперты придерживались мнения, что первоначального древнего текста Дао Дэ Цзин не существовало, как и его автора.

Древний текст трактата о шелке

Учение Лао-цзы о Дао содержит около 5000 иероглифов, текст разделен на 81 чжан, каждый из которых условно можно назвать короткой главой, абзацем или стихом, главным образом потому, что они имеют своего рода ритм и гармонию. На древнем диалекте учения говорят очень немногие китайские специалисты. Большинство его иероглифов имеют разное значение, при этом официальные и связывающие слова в тексте опущены. Все это сильно усложняет трактовку каждого чжана. В течение долгого времени к Дао дэ цзин было много комментариев, так как трактат написан в аллегорической форме с некоторыми противоречиями, множеством условностей и сравнений. А как еще описать неописуемое и передать неописуемое?

Лао-Цзы и/или Конфуций?

важно добавить, что по сей день продолжаются споры о том, кто из двух великих философов древности принадлежит к старшинству. Если Цзы является основателем даосизма, то Конфуций, соответственно, и есть конфуцианство. Возникает вопрос, какое из этих течений было первым в мировоззренческой концепции народов Востока.

Некоторые ученые отмечают, что Лао не мог быть предшественником Конфуция, потому что:

  • тринадцатое поколение предков Конфуция дожило до времени, когда жило восьмое поколение предков Лао, соответственно Лао не мог быть старше Конфуция;
  • Конфуций не упомянул Лаоса.

Противники старшинства Конфуция утверждают, что:

  • представители разных поколений могут одновременно жить в одном роде, если они принадлежат к разным ветвям одного и того же рода;
  • в отношении того, что Конфуций никогда не говорил о Лаосе, конфуцианская фраза «Отвечать на ненависть добродетелью» является не более чем критикой философии Лаоса.

Хочу отметить, что споры не утихают до сих пор, и вопрос о старшинстве остается дискуссионным в современной научной литературе.

Биография

Лао-цзы покидает Китай верхом на буйволе

Самая известная версия биографии Лао-цзы описана китайским историком Сыма Цянем в его «Исторических историях». По его словам, Лао-цзы родился в селе Цырэн волости Ли уезда Ху в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он проработал хранителем императорских архивов и библиотекарем в государственной библиотеке во времена династии Чжоу, что говорит о его высоком образовании. В 517 г до н.э произошла знаменитая встреча с Конфуцием. Затем Лао-цзы сказал ему: «О, друг, отпусти свое высокомерие, различные устремления и мифические проекты: все это не имеет для тебя никакой ценности. Мне больше нечего вам сказать! »Конфуций ушел и сказал своим ученикам:« Я знаю, как птицы умеют летать, рыбы умеют плавать, дичь может бегать… Но, как дракон, он несется сквозь ветер и облака и поднимается вверх в небе, я этого не понимаю. Теперь я увидел Лао-цзы и думаю, что он похож на дракона ». В преклонном возрасте Лао-цзы покинул страну на западе. Когда он добрался до пограничного поста, его лидер, Инь Си, попросил Лао-цзы рассказать ему о своем Лао-цзы выполнил свою просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин, после чего ушел, и неизвестно, как и где он умер.

Путешествие Лао-цзы на Запад было разработано в Хуахуцзине с целью антибуддийской полемики.

Также рассматривается следующая версия биографии: Лао-цзы — полулегендарный китайский мыслитель, на основе его произведений впоследствии возник даосизм. По легенде, он родился в 604 году до нашей эры, эта дата принята в хронологии мировой истории, принятой в современной Японии. Известный современный китаевед Франсуа Жюльен указывает этот же год. В его краткой биографии сказано, что он был историком-архивистом при императорском дворе и прожил 160, а то и 200 лет.

Уже в раннем даосизме Лао-цзы стал легендарной фигурой и начал процесс своего обожествления. Легенды рассказывают о его чудесном рождении. Его звали Ли Эр. Слова «Лао-цзы», означающие «мудрый старик» или «старый ребенок», были впервые произнесены ее матерью, когда она родила сына под сливовым деревом. Его мать носила его в утробе несколько десятилетий (по легенде, ему 81 год), и он родился от ее бедра. У новорожденного были седые волосы, что делало его похожим на старика. Увидев такое чудо, мама очень удивилась.

Многие современные ученые подвергают сомнению само существование Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором, в отличие от Конфуция, в источниках нет достоверной исторической или биографической информации. Также существует версия, что Лао-цзы и Конфуций — личность. Есть намеки на то, что Лао-цзы мог быть автором «Дао дэ цзин», если бы он жил в 4–3 веках. ДО ХРИСТА и. Уже в самой древней биографии Лао-цзы — «Ши-ци» Сыма Цяня — есть возможность его отождествления с тремя разными фигурами одновременно; первый — «каноник» Ли Эр, второй — Лао Лай-цзы (даос, современник Конфуция), а третий — историк-астролог Дан Чжоу. В том же источнике предполагается, что продолжительность жизни Лао-цзы из-за искусства «кормления / воспитания» могла составлять 160-200 лет.

Основание Дао

Лао-цзы отправился в путешествие на запад. Когда он пересек границу на пограничной заставе, Инь Си, местный лидер, попросил философа поделиться своим учением. Считается, что так появилось величайшее произведение Лао-цзы — «Дао дэ цзин». Этот трактат стал основой для формирования школы даосизма.

Центральной идеей школы даосизма является доктрина Дао (Дао — это путь, вечный закон развития, появления, а затем исчезновения всего, другими словами, это судьба). Согласно этому учению, поскольку никто не знает закона Дао, разумный человек не должен ничего делать. Одна из основных концепций звучит так: не действие может дать то, чего мы больше всего ожидаем, а именно счастье и процветание. Любое действие — это пустая трата времени и энергии. Мудрый правитель не примет важных и роковых решений. Только так страна, которой он управляет, будет процветать.

Философия

Центральной идеей философии Лао-цзы была идея двух принципов: Дао и Дэ. Слово «Дао» или «Дао» на китайском языке буквально означает «путь»; но в этой философской системе он получил гораздо более широкое метафизическое содержание. «Дао» означает не только путь, но также суть вещей и полное существование вселенной. Само понятие «Дао» можно истолковать материалистически: Дао — это природа, объективный мир.

Одно из самых сложных в китайской традиции — это концепция «Ты». С одной стороны, Дэ — это то, что питает Дао, делает его возможным (вариант с противоположной стороны: Дао питает Дэ, Дао — неограниченно, Те — определяемое). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого может происходить Дао. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и жить согласно Дао. Вы — принцип, способ существования. Это возможность правильного накопления жизненной энергии ци. Это искусство адекватного распоряжения жизненной энергией, правильного поведения. Но Ты — не мораль в строгом смысле слова. Те выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвободить жизненную силу из оков повседневной жизни. Даосское учение У-вэя о бездействии близко к концепции Тебя.

Вам непонятно, что
что наполняет форму вещей,
но это исходит от Дао.
Дао — это то, что движет вещами
его путь загадочен и непонятен.
… Тот, кто следует Дао на самом деле,
. очищая свой дух,
объединяется с вашей силой.

Главные идеи

Развитие Космоса происходит по определенным схемам и принципам, которые нельзя четко определить. Однако их можно называть — хотя это не совсем правильно — Дао. Что касается de, то за это нельзя бороться; он возникает спонтанно, естественно. Лучший способ реализовать Дао во внешнем мире — это принцип У-вэй: непреднамеренная деятельность.

Не следует стремиться к чрезмерной образованности, большей эрудиции или утонченности — наоборот, нужно вернуться в состояние «сырого дерева» или «ребенка». Все противоположности неразделимы, дополняют друг друга, взаимодействуют друг с другом. Это также относится к противоположностям, таким как жизнь и смерть.

Жизнь мягка и гибка. Смерть «тяжелая» и «тяжелая». Лучший принцип решения проблем согласно Дао — отказаться от агрессии, пойти на уступки. Это не должно означать приглашение к сдаче и подчинению — вы должны стремиться доминировать в ситуации с минимальными усилиями.

Наличие в обществе жестких нормативных этических систем — например, конфуцианства — указывает на наличие проблем, которые такая система только усугубляет, не будучи способной их решить.

Лао-Цзы об истине

  • «Истина, сказанная вслух, перестает быть истиной, поскольку она уже утратила свою изначальную связь с моментом истины».
  • «Кто знает, тот не говорит, кто говорит, не знает».

из доступных письменных источников ясно, что Лао-цзы был мистиком и квиетистом, который проповедовал совершенно неофициальную доктрину, основанную исключительно на внутреннем созерцании. Человек обретает истину, освобождая себя от всего ложного в себе самом. Мистический опыт завершает поиск реальности. Лао-цзы писал: «Есть Бесконечное Существо, существовавшее до Небес и Земли. Как невозмутимо, как спокойно! Он живет один и не меняется. Переместите все, но не волнуйтесь. Мы можем рассматривать его как универсальную Мать. Я не знаю его имени. Я называю это Дао».

Диалектика

Философия Лао-цзы также пронизана своеобразной диалектикой:

  • «Все рождено из бытия и небытия; из невозможного и возможного — исполнение; от длинной и краткой формы. Высокое подчиняет низкое; высокие голоса вместе с низкими создают гармонию, предыдущий доминирует над следующим.»

Однако Лао-цзы понимал это не как борьбу противоположностей, а как их примирение. И отсюда были сделаны практические выводы:

  • «Когда человек приходит к неделанию, тогда нет ничего, что не было бы сделано.»
  • «Тот, кто любит людей и управляет ими, должен бездействовать.»

Из этих мыслей можно увидеть основную идею философии или этики Лао-цзы: это принцип неделания, бездействия. Любое неистовое желание что-то сделать, что-то изменить в природе или в жизни людей обречено.

  • «Многие горные реки впадают в глубокое море. Причина в том, что моря лежат под горами. Следовательно, они могут управлять всеми потоками. Точно так же мудрец, желая быть выше людей, становится ниже их, желая быть впереди, становится позади. Поэтому, хотя его место выше людей, они не чувствуют его тяжести, хотя его место перед ними, они не считают это несправедливостью.»
  • «Правящий страной« святой »старается помешать мудрым на что-либо. Когда все станут бездействующими, тогда (на земле) наступит полный мир.»
  • «Тот, кто свободен от всех видов знания, никогда не заболеет.»
  • «Нет знания; вот почему я ничего не знаю.»

Лао-цзы очень высоко ценил власть короля среди людей, но интерпретировал ее как чисто патриархальную власть. В понимании Лао-цзы король — священный и бездеятельный лидер. Лао-цзы отрицательно относился к государственной власти своего времени.

  • «Люди голодают, потому что государственные налоги слишком высоки и высоки. Именно в этом причина страданий людей.»

Смерть

сказать что-либо однозначно о том, как умер Лао-цзы, невозможно. Некоторые говорят, что этот философ прожил более 150 лет и умер за пределами Китая. Правда это или нет, мы больше не узнаем.

Что такое Дао?

Концепция Дао не имеет особого значения. Даже известные даосы, проповедующие это учение, не могут с уверенностью сказать, в чем его основная идея. Описание, данное Лао-цзы, представляет Дао как начало всего. Это источник жизни и самой жизни. Философ называет Дао дорогой жизнью, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.

В даосизме есть два Дао. Один из них не имеет названия, его визуальное воплощение — Уроборос. Это универсальный дракон, пожирающий собственный хвост. Уроборос символизирует бесконечный жизненный цикл. Человеку не дано познать истинную сущность жизненного цикла, он может только созерцать. Дао с именем доступно сознанию людей: оно символизирует конечность земной жизни. Только те, кто принимает быстротечность и временность своего физического существования, познают Дао и станут частью вечности.

Понятия и идеи

Даосизм лег в основу государственной философии Китая. Даосизм определяет жизненные ориентации большинства современных китайцев. Его основные идеи не изменились со времен Конфуция и остаются актуальными. Основные понятия даосизма:

  • Дао — это путь, безличная сила, которая контролирует все явления во Вселенной;
  • Те — сила духа, добродетель, которой Дао наделяет правителей Китая;
  • Ци — это жизненная энергия, присутствующая во всех существах;
  • У-вэй — принцип бездействия, согласно которому лучшая стратегия поведения — не вмешиваться в естественный ход вещей;
  • Пу — энергия пустых предметов.

Основная суть даосизма — поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим его миром, чтобы достичь просветления. Дао безгранично и многозначно, это универсальный закон бытия. Его невозможно познать чувствами, только просветленный может понять великий закон, которому следуют и Небеса. Чтобы познать истинное счастье, человек должен знать Дао и сознательно идти своим жизненным путем. После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека — добиться этого слияния в жизни. В этом помогает учение даосизма.

Каждый человек идет по пути Дао, но неосознанно. Чтобы развиваться духовно, люди должны придерживаться принципа бездействия. Его можно спутать с безразличием, но на самом деле это единственная по-настоящему сознательная деятельность. Бездействие учит созерцанию, познанию своего внутреннего мира и через него единству со вселенной. Идеал хождения по пути Дао — это погружение в божественное Дао. Этого можно достичь благодаря многолетней практике медитации, специальной гимнастике и дыхательным упражнениям.

Основные идеи «Дао Дэ Цзин»

Философия Лао-цзы, изложенная в трактате, сводится к двум основным концепциям:

  • Дао — это главный, абсолютный закон, путь. Дао не имеет границ или формы, но в то же время оно определяет форму и дает имя всему на земле. Именно Дао создало все, что его окружает, и познать счастье можно только тогда, когда он сливается с ним.
  • Дэ — это закон, порядок, предписанный Дао. Это умение грамотно распоряжаться внутренними силами и жизненной энергией для улучшения своего тела и духа. Следуя за Тобой во всем, можно приблизиться к природе, а значит, можно понять Дао.

Это основные концепции даосской системы, которые позволяют нам понять суть учения Лао-цзы.

Помощь эксперта

Факты из жизни мудреца

Лао — эр родился в начале 7 века до н.э., работал архиватором в книжном магазине Чу. Будучи уже пожилым человеком, он общался с Конфуцием и оказал большое влияние на формирование его мировоззрения.

Сразу после этой роковой встречи Лао-цзы собирался навсегда покинуть Китай, но на границе его остановил странствующий монах, который попросил его продиктовать основные принципы даосизма и возможные моральные и этические законы существования людей в общество. Согласно легенде, Лао продиктовал ему более пяти тысяч слов, в том числе в известной книге «Книга Дао и Дэ». Затем он продолжил свое путешествие в Индию.

Согласно некоторым легендам, он считается отцом основателя первой мировой религии буддизма — Гаутамы Сидхартхи.

Мужское и женское проявление Дао

Вселенная основана на двух противоположных силах: женском Инь и мужском Ян. Инь пассивен, мягкий, замедляет процессы и удерживает их в покое. Ян агрессивен и ярок, помогает повысить активность. Силы наполнены энергией Ци, которая дает жизнь всем вещам и явлениям. Все жизненные процессы в природе управляются взаимодействием этих трех принципов.

фото 888

Все практики медитации основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии уравновешены, человек здоров. Если одна из энергий увеличивается непропорционально, меняется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и равнодушным. Женщина, накопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои действия. Целебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женских и мужских начал, а также на насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также основано на взаимодействии трех принципов.

Легенда о распространении учения

Неизвестно, где и когда умер мудрец. Согласно легенде, заметив, что архив, который он хранит, находится в упадке, а состояние, в котором он жил, деградирует, Лао-цзы отправился бродить на запад. Его путешествие верхом на лошади было частым предметом в традиционной восточной живописи. По одной из версий, находясь на заставе, преграждающей путь, мудрец должен был заплатить за проход, вместо того, чтобы платить, он вручил начальнику поста свиток с текстом своего трактата. Так началось распространение учения Лао-цзы, которого в будущем стали называть Дао Дэ Цзин.

Мост Лао-цзы

Несхожесть с конфуцианством

Учения Конфуция и Лао-цзы следует рассматривать если не противоположные, то, по крайней мере, противоположные полярности. Конфуцианство придерживается довольно жесткой системы моральных норм и политической идеологии, поддерживаемой этическими нормами и традициями. Согласно этому учению, моральные обязательства человека должны быть направлены на благо общества и других людей. Праведность выражается в благотворительности, человечности, правдивости, здравомыслие, благоразумие и благоразумие. Основная идея конфуцианства — это определенный набор качеств и таких отношений между правителем и подданными, которые приведут к порядку в государстве. Это полностью противоположная концепция идеям Дао Дэ Цзин, где фундаментальные принципы жизни — неделание, не стремление, невмешательство, самосозерцание, непринуждение. Вы должны быть гибкими, как вода, равнодушными, как небо, особенно политически.

Конфуцианство, даосизм и буддизм

Тридцать спиц сверкают в колесе

зацементировать пустоту внутри.

Вакуум придает колесу ощущение цели.

Лепить кувшин

заключить пустоту в глину

кувшин используется в вакууме.

Двери и окна выбиты: их пустота служит дому.

Пустота — мера полезного. (чжан 11)

Разница во взглядах на Дао и Дэ

Жизненный путь

Биография Лао-цзы очень расплывчата. Документальных свидетельств его жизни нет. Существует несколько версий его происхождения, но некоторые факты кажутся мифическими.

Наиболее распространенная версия была предложена античным историком Сыма Цянем, жившим за столетие до нашей эры. Он написал трактаты «Чжуан-цзы» и «Исторические записки», где в некоторых главах повествует о жизненном пути Лао-цзы. Он собирал информацию, основываясь на устных данных, имевшихся в то время, и на дошедших до него легендах.

Родившись, малыш увидел несправедливые вещи, происходящие в мире, и решил вернуться в утробу. Он оставался там более десяти лет, пока 81 год спустя женщина снова не родила под сливовым деревом. Первое, что он увидел, были седые волосы новорожденного, торчащие из его бедра.

философ
Лао-цзы

Женщина очень удивилась и назвала своего сына Лао-цзы, что переводится как «старый ребенок», хотя возможен другой перевод: «мудрый старик». Сыма Цянь также называет точное место рождения будущего философа: южная часть Среднего царства, царство Чу, уезд Ху, волость Ли, деревня Куйрен. Годом его рождения считается 604 год до нашей эры.

По поводу настоящего имени мыслителя существует несколько мнений:

  • Ли Эр — самый распространенный;
  • Ли Бо Ян;
  • Дань Лаосу.

Сразу же родившись в преклонном возрасте, он обладал невероятной мудростью. Это также подтверждается тем фактом, что позже он служил архивариусом при императорском дворе династии Чжоу. В его обязанности входило изучение важных документов, систематизация, архивация, соответствующие церемонии и письменные комментарии.

Во время работы при дворе, предположительно в 517 г до н.э., он и Конфуций, который был на несколько десятков лет моложе, встретились лично. Согласно свидетельствам, Конфуций был проникнут словами старого мудреца, но Лао-цзы критиковал Конфуция за чрезмерно активное вмешательство в жизнь общества, вопреки его взглядам на Дао.

со студентом

Есть версия, что Лао-цзы также создал концепцию даосизма в отличие от конфуцианской. К тому времени мудрец оставил службу и стал отшельником. Он направился на запад, верхом на белом буйволе. После странствий история Лао-цзы заканчивается: никто не знает, как и где он умер.

Лао-цзы на белом буйволе стал мотивом нескольких картин известных китайских художников.

Версия китайского историка Сыма Цянь подверглась критике за то, что человек, написавший «Дао Дэ Цзин», не мог существовать ранее 4–3 веков до нашей эры. Другая версия гласит, что Лао-цзы появился на китайских землях после Индии. Некоторые исследователи полностью отождествляют его с Конфуцием, но нет подтверждения правильности таких мыслей.

Оцените статью
Блог про единоборства и боевые искусства