Дервиши: кто это такие и что это значит

Классификация

Все дервиши делятся на две группы: кочующие и общинные. Первые, оставаясь верными своему братству и шейху, странствуют по миру и занимаются призванием (дагват) среди местного населения. Дервиши должны регулярно посещать своего наставника, чтобы обрести мудрость.

Вторая группа — это те, кто постоянно проживает в монастыре, называемом ханака или текие, и постоянно находится рядом со своим наставником. Каждый верующий, чтобы стать дервишем, должен пройти обряд посвящения в братство — это делается путем ношения новобранца в специальной мантии с капюшоном (хирку). Также в некоторых общинах серьги помещали в уши новорожденного дервиша и носили на специальном поясе. Только шейх, который делится своими сокровенными знаниями (вирдом) с новым членом организации, имеет право проводить ритуалы инициации — дервиш не имеет права передавать их посторонним. В некоторых монастырях разрешалось посвящать дервишей и женщин, но таких примеров меньшинство. После того, как дервиш прошел обряд посвящения, он должен быть верен своему наставнику и выполнять все его приказы.

Религиозная практика

Главный духовный обряд дервишей — это зикр (поминание Аллаха). У каждой отдельной общины есть свой зикр и свой метод его выполнения. Как правило, обряд проводится в монастыре еженедельно, а также во время особых праздников, например, Маулида ан-Наби. В некоторых общинах дервиши были обязаны давать обет безбрачия. Также среди религиозных ритуалов дервишей есть чтение молитв, сопровождаемое кивком или встряхиванием тела, а также «сама» — ритуал, включающий пение песен, танцы и игру на музыкальных инструментах.

Основоположником этого обряда является персидский поэт суфий Джалаладдин Руми. Легенда гласит, что однажды на рынке он услышал молот мастера-ювелира. В этом стуке он услышал слова шахады (свидетельство) и начал вращаться по кругу, разводя руки в разные стороны. Именно этот танец Руми стал элементом зикра дервишей, и сегодня мы можем видеть нечто подобное в их обителях. Считается, что сам поэт сравнивал обряд с совершением хаджа, так как в обоих случаях верующий очищает душу от всего негативного и достигает религиозного идеала, приближаясь к Творцу.

Пение и игра на самих инструментах играют важную роль в ритуале, но только на тех, которые имеют сакральное значение для дервишей — как правило, это бубен или флейта. Часто среди членов братства читают стихи, которые в сочетании с музыкой оказывают особое воздействие на присутствующих и способны ввести их в транс. При этом во время сама, как ни странно, никогда не используются аяты Священного Корана.

На протяжении всего времени его участники обязаны хранить молчание и спокойствие до кульминации транса (ваджда), когда дервиш уже теряет самообладание и впадает в состояние ритуального опьянения, когда он начинает совершать непредсказуемые движения иногда они кричат. Дервиш должен искренне пережить кульминацию транса, чтобы достичь ожидаемых результатов и очистить ум. Если ему это удастся, его душа имеет возможность общаться со Всевышним без посредников. Считается, что именно в это время дервиш может получать тайные знания от своего Создателя. Часто обряд вызывает такие сильные эмоции, что человек может потерять сознание или даже умереть. Но в то же время некоторые суфийские ученые считают, что новообращенные мусульмане не могут достичь уровня ваджды, доступного «опытным» верующим.

Суть религиозного убеждения дервишей

Сторонников такого образа жизни во всем мире объединяет общая мусульманская философия — суфизм. Его суть заключается в освобождении души и связи с Богом без слез и боли. Духовное совершенство достигается молитвой, безмолвным созерцанием, пением и танцами в ритме музыки. Возникающий в результате экстаз позволяет гораздо лучше понять суть обучения. Помимо религиозных танцев, члены мусульманских суфийских братств веками обучали своих последователей, используя сказки, басни и другие поучительные истории. Сказки о дервишах, помимо дидактического содержания, написаны прекрасным языком и отличаются красивым композиционным стилем, остроумием и художественной ценностью.

Танцующие дервиши (кружение

Танец дервишей в наше время

Значение слова дервиш — нищий подчеркивает значение суфизма, его истинное значение. Оно состоит в аскезе, в том, чтобы довольствоваться маленькой и добровольной бедностью. Оба последователя дервишской религии, которые бродят и живут в одном и том же месте, обязаны каждый день совершать особые молитвы, сопровождаемые музыкой и танцами.

Тюркизмы в русском языке

дервиш

м. Мусульманский нищий монах, перс дарвис нищий (Ушаков, 1, 690; Даль, 1, 429; Огиенко, 1915, 28). Дотт, -рус. Дербыш (Срезневский, 1, 653). Доктор-рус. Кредит Дербыш через тур., Крым-Тат дарвис или напрямую от (нового) перс дарвис нищий Фасмер, 1, 500). Радлов дапейуй (тур.; Крым) дервиш; дарбгш (казан.) = = dapeiui; дарбуш (крым,) = dapeiui — (3, 1676).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

дервиш

, Я.

Монах-нищий среди мусульман.

* ►Паша скрестила руки на груди и поклонилась мне, сказав через переводчика: «Благословен час, когда мы встретили поэта. Поэт — брат дервиша. У него нет ни страны, ни земных благ». // Пушкин. Арап Петра Великого //; В лесу Дервиш живет с ней Ланей наедине, пораженный ее поступком: «О, безрассудство! — сказал он, — к кому любовь, на кого ты тратишь молоко?» // Крылов. Сказки // *

Словарь Ефремовой

дервиш

  1. м. Нищий мусульманский монах.
  2. увидеть дервиша.

Текие – обитель дервишей

Во многих мусульманских поселениях есть постройки, называемые текие. Это рай для странствующих дервишей. Аналог наших монастырей, но, конечно, со своими законами. Текие — временный дом, обитель дервишей, место отдыха и общения. До сих пор это направление в мусульманской религии очень популярно. Сейчас насчитывается более 70 заказов дервишей. Все они находятся в Азии и Северной Африке (Турция, Иран, Ирак, Египет и т.д.) и только один — в Европе. В Крыму в Евпатории сохранились и функционируют постройки мусульманского монастыря Текие, построенного около 700 лет назад. Здесь живут дервиши, а каждый четверг в Азизе проводят общественные богослужения с танцами.

Разновидности дервишей (ордена дервишей)

Дервиши ордена Мевлеви

Дервиши ордена Мевлеви

Дервиши объединяются в сообщества. Каждый орден утверждает свои уставы и свою духовную иерархию. По структуре отряды независимы и делятся на сообщества. Они состоят только из мужчин. У некоторых членов сообщества есть свои дома и семьи, а многие кочуют. Во главе каждого ордена стоит шейх, потомок первых халифов, пользующийся большим уважением и имеющий неограниченную власть в обществе. Шейх — религиозный наставник всех членов общества. Студентов, желающих вступить в орден, называли мюридами. От них предъявлялись большие требования: быть благочестивыми, иметь хорошую репутацию, иметь здравый смысл, быть добрыми и щедрыми, чистыми сердцем и праведными. Известно около 70 суфийских орденов. Одежда членов разных обществ различалась по цвету, стилю и тканям, из которых она была сделана.

Каждый предмет гардероба имеет символическое значение. Головной убор имел коническую форму с надписями из Корана. Шляпа оторочена толстыми полями, а это значит, что дервиш должен не видеть окружающий мир, а общаться только с Богом. Верхней одеждой члена религиозного движения был широкий прямой халат с рукавами, который она была завязана с поясом. Главной темой были четки, состоящие из 99 шаров, которых верующий коснулся, призывая Бога по имени. Среди известных ныне орденов дервишей — Бекташи и Мевледи.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

дервиш

— персидское слово означает нищий (на самом деле — порог двери) и используется (как и его арабский синоним факир) среди мусульман для обозначения набожного человека, ищущего спасения в жизни отшельника. Хотя Мухаммад сказал: «В исламе нет монашества», многие дервишские ордена или братства были основаны из-за склонности арабов к отшельнической жизни в первые века Хиджры. Сейчас таких орденов более 70, примерно половина в Османской империи, остальные в Персии, Аравии, Средней Азии, Севере. Африка. Они получили свое имя от шейхов (арабов), которые их основали, или от пиров (персов), то есть старейшин. Первые религиозные братства для совместной молитвы приписываются Абу Бакру и Али. Исторически самым старым орденом является Эльвани, основатель которого шейх Эльван находится в Джидде в 766 году; к самым старым орденам также относятся Эджмиты, Бестами, Сакати. Европейцы, посещающие Константинополь, знакомы с Д. Руфаи (существует с XII века), который поражает публику, проглатывая мечи, огонь и т.д. Также известны ордена Кадири, Нурбаши, Мевлеви, Бедеви (только бедуины), Бейрами, Накшбенди и Саади. Бекташи пользовались большим влиянием на янычар, основатель которых благословил эту армию, когда она была сформирована. Султан Махмуд II, уничтожив янычар в 1826 году, всеми силами пытался искоренить секту Бекташ. Все внутри. В последнее время в Африке были созданы новые датские порядки для противодействия европейскому влиянию; из них самый известный — это снусси. Эти последние секты, преследующие в основном политические цели, имеют мало общего с древними орденами Д. Персидские секты называются асад, что означает свободные, или bicher, что означает нечестивые); наиболее известен отряд D calendri. D живут в специальных помещениях, которые называются теккие или ханка (только в Константинополе таких текких около 200). Шейхи или праздники во главе таких монастырей назначаются в каждой секте главой ордена, которые обычно живут там, где покоится прах основателя секты. Среди D есть люди разных классов. Некоторые из них женаты и живут за пределами монастыря, но несколько раз в неделю, особенно накануне торжественных балов, вынуждены там ночевать. Большинство D принимают обет безбрачия. Текки владеет большими средствами благодаря пожертвованиям и пожертвованиям набожных мусульман и поддерживает Д.; но последние должны сами позаботиться о платье. Поскольку попрошайничество считается грехом и позором для Д. (за исключением бекташей, которые даже гордятся тем, что живут на милостыню; только они настоящие нищие Д.), они изучают ремесла, чтобы заработать платье. Их одежда, по мнению секты, бывает разного покроя и цвета, в основном черная и темно-зеленая; Шейхи носят мантии из белой и зеленой ткани. Головной убор Д состоит из тюрбанов разной формы. Среди мирян D в почете. Пользуясь суевериями людей, Ди лечит заклинаниями и молитвами от различных болезней, предсказывает будущее, толкует сны и за большие деньги продает чудесные амулеты. Вера в них и их влияние настолько велика, что нередко командиры войск пытались задействовать D со своими отрядами, чтобы вдохновить солдат. В Турции, особенно среди высших слоев общества, Орден Мевлеви пользуется большим уважением за их поэтический мистицизм. «Месневи», главное произведение их основателя, поэта Джалал-Эддина-Руми, изучалось не только отшельниками, но и государственными деятелями; их влияние особенно возросло, когда Кония, резиденция главы ордена, стала главным местом изучения персидской литературы и поэзии. Мевлеви — самая богатая секта Д .; их щедро одарили султаны сельджуков, а затем султаны османских портов. Их голова (шегаб-эддин) окружает нового султана мечом Османа. При поступлении в орден необходимо пройти ряд испытаний, которые тем суровее, чем святее орден. Посвященный должен жить в уединении, сообщать Шейху все его мысли, мечты и т.д. И выполнять различные работы. Иногда процесс длится 2-3 года (чаще 1001 день); в этот момент посвященный знает уставы и ритуалы ордена и выучивает хорошо известные восклицания, выражающие качества Бога, которые Д обязан произносить несколько раз в день. Религиозные упражнения Д. (джикрг) состоят из молитв, танцев и других церемоний. Д., сидя вокруг шейха, стоя или сидя ему на пятки, кричит или бормочет разные молитвы, качая в этот момент головой или раскачивая всем телом то справа налево, то спереди назад и т.д., либо внезапно прыгает поднимается на ноги и начинает дикий или кружащийся танец в одном месте, издавая пронзительный рев (отсюда и название Д. Руфаи — воющий Д.) и нанося себе ранения. В некоторых египетских сектах Д религиозные обряды заканчиваются тем, что Д распространяется по земле, и их голова, шейх-эль-бакри, едет на них верхом. Религиозные упражнения обычно повторяются один или два раза в неделю и, кроме того, в некоторые праздники, например, в день рождения Мухаммеда, в день основания ордена, проводятся особые и более торжественные религиозные упражнения ср. Джон Браун, » Дервиши, или восточный спиритизм »(1868 г.); Вамбери, «Sittenbilder aus dem Morgenlande» (1876 г).

Значения слов синонимов к слову дервиш

  • аскетичный
  • бродяга
  • лама
  • марабут
  • монах
  • паломник
  • бродяга
  • факир

Синонимы к слову дервиш

  • аскетичный
  • бродяга
  • лама
  • марабут
  • монах
  • накшбенди
  • паломник
  • бродяга
  • факир

Татарские мужские имена. Словарь значений

дервиш

Дервиш, отшельник, подвижник. Открывают ворота, бедные, бедные (Магдиев). Имя одного из казанских князей (Кунцевич). Его активно использовали в 15-16 веках. Сохранены имена Дербышев, Дарвишев, Тарпышев. Фамилия Дербышев встречается и у русских.

Ислам. Энциклопедический словарь

дервиш

(Перс.) — общее имя суфия. Это слово является синонимом арабского слова факир.

Законы суфизма

интересно, что образ жизни, изначально добровольно выбранный мусульманскими скоморохами, оформленный в религиозное движение, стал правилом жизни, требованием и законом. И законы были и остаются довольно суровыми по отношению к последователям суфизма:

1. Не иметь ничего собственного. Убрать из лексикона слово «моя».

2. Сидячие дервиши, живущие семьями, также должны отдать все гостю, который посетил его дом и захотел этого.

3. Никогда не просите милостыню.

4. Стройте отношения на любви.

Словарь Ожегова

дервиш

Дервиш, мусульманский нищий монах-аскет, факир.

Кружащиеся дервиши (танцующие дервиши)

Суфии уверяют, что понять природу Вселенной и приблизиться к Богу можно только сердцем и душой. Произнесенные слова недоступны. Танцы под музыку помогут достичь единства с Богом, такая музыка, как считается, звучит у ворот небесных.

Танец дервишей — завораживающее зрелище, завораживающее и оставляющее неизгладимое впечатление на всех. Танец начинается с подготовки. Танцоры остаются неподвижными около 10 минут, скрестив руки на плечах. Вот как они фокусируются. Затем они кланяются шейху и публике и начинают крутиться. Поднимая вверх ладони, они получают благословение неба, которое затем передают земле, опуская их вниз. Артисты поворачиваются против часовой стрелки с закрытыми глазами и наклоненной головой. Танцоры вращаются вокруг своей оси, не совершая дальнейших движений руками или головой. Правая ладонь обращена вверх, к Богу, а левая ладонь обращена вниз, к земле и людям. Считается, что вращение соединяет небо и землю, время и пространство.

Во время танца исполнители впадают в транс, отрываются от всего земного. Для приверженцев суфизма танец — это молитва, беседа с Богом, танцоры могут вращаться таким образом около 15 минут. Искусству религиозных танцоров обучают с раннего детства. И только через два десятилетия ученик достигает совершенства в танцах. Во время долгого вращения танцоры впадают в экстаз, своего рода суфийское опьянение, которое позволяет им испытать освобождение от плоти и восхождение к Всевышнему. Танец помогает ощутить всеобщую любовь и очистить душу.

Оцените статью
Блог про единоборства и боевые искусства