- История стиля
- Философия годзю-рю
- Учителя Годзю-рю
- Разновидности боевого искусства
- 1. Япония
- 2. Окинава
- 3. Америка
- Основные принципы Годзю-рю
- Правила соревнований Годзю-рю
- Весовые категорий и порядок проведения взвешивания
- Экзамены в Годзю-рю
- Терминология Годзю-рю
- Порядок проведения жеребьевки
- Экипировка
- Система оценивания бойцов
- Дисквалификация
- Истоки стиля Годзю-рю
- Вот еще одна, более глубокая, хоть и очень похожая версия. Создание стиля Белого Журавля.
- Уровни мастерства
- Федерации Годзю-рю в Российской Федерации
- Учебная литература по годзю-рю
- Учебные пособия:
История стиля
Тедзюн Мияги непосредственно создал боевое искусство Годзю-рю, но Канарё Хигаонна считается источником, положившим начало этому стилю. Мастер родился в 1853 году в городе Наха японской провинции Окинава. С четырнадцати до семнадцати он обучался искусству борьбы у мастера Арагаки Сэйшо, а затем в китайском городе Фучжоу под руководством мастера Ко Рюрю. Канрио девять лет осваивал технику кричащего журавля. В дополнение к сосредоточению на развитии физической силы, Ко учил использовать мечи типа «Дао» и «Цзянь», копье и древко, а также другие виды китайского оружия.
По возвращении в Японию Канрё был занят улучшением своего тела и укреплением духа и никого не брал в ученики. Он начал преподавать в 1905 году по просьбе директора школы с двумя уроками в неделю. Впоследствии классы были включены в обязательные учебные дисциплины и был создан кружок для тех, кто хотел углубить изучение сущности боевого искусства. В этот момент к учителю подошел самый способный ученик, Тедзюн Мияги.
Мияги учился с Канрё почти два десятилетия, пока мастер не покинул мир живых. Тодзюн решил найти учителя своего учителя — Рюрю Ко — и уехал в Китай, но Ко и его семья незадолго до этого покинули город.
В начале 1918 года мастер начал систематизировать все полученные знания и опыт. Создав новую систему рукопашного боя, Мияги оптимизировал все изученные техники, что в конечном итоге привело его во дворец японского императора Хирохито, где мастер продемонстрировал новый боевой стиль: годзю-рю.
Философия годзю-рю
Искусство побеждать кроется в гармонии твердого и мягкого. Этого мнения придерживаются мастера годзю-рю. Суть стиля — стратегия победы при отсутствии драки. Бойцы Годзю-рю тренируют свое тело, чтобы выдерживать мощные удары и закаляют дух, чтобы у них был внутренний резерв, чтобы выдерживать удары.
8 фундаментальных принципов философии:
- единство Разума с Небом и Землей;
- циркадные ритмы сопоставимы с ритмами тела;
- легкий вдох, но твердый выдох;
- следует приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни;
- техника приходит с уходом сознательной мысли;
- движение ног выполняется вперед, затем втягивается, затем встречается и разъединяется;
- все изменения сразу фиксируются;
- слух распространяется во все стороны.
Мияги проинструктировал своих учеников о необходимости блокировать удары по голове, паху и шее, а остальные удары принимать твердо, расслабленно, используя концентрацию энергии Ки.
Учителя Годзю-рю
Поблагодарите судьбу за встречу с Йошио Куба Сенсеем (10-й дан). С великим учителем, человеком с большим сердцем и большим упорством.
Спасибо сэнсэю Морио Хигаонна (10 дан). За его обучение, за его инструкции. Я очень горжусь тем, что тренировался с ним.
Я очень рад познакомиться с вами и принять участие в семинарах Хокама-сэнсэя Тетсухиро (10-й дан). Отличный учитель.
Наверное, если бы не сенсей Виктор Борисович Панасюк (7 дан), я бы не выучил Годзю-рю так, как нужно знать настоящее окинавское каратэ.
Разновидности боевого искусства
Есть несколько разновидностей годзю-рю.
1. Япония
Многие легенды связаны с именем Ямагути Гоген, представителя японской ветви Годзю-рю. Гоген привел к приемам боевых искусств, которым он научился во время своего захвата советской контрразведкой. У мастера был непростой и высокомерный характер, несвойственный мастерам Годзю-рю. Японский стиль боевых искусств был особенно суров.
2. Окинава
Преемником Мияги после его смерти стал его сокурсник по Хигаонне, мастер Хига Секо. В 1932 году Хига решил открыть додзё в Наха, где он преподавал годзю-рю. Пока Мияги был жив, Хига был единственным, кто имел право преподавать этот стиль вне додзё Тёдзюно. В 1937 году Хига получил седьмой дан и титул «наставник» (ренши), а затем и звание «гроссмейстера».
После смерти мастера Секо его заменил старший мастер Яги Мейтоку, ученик создателя Годзю-рю. Он руководил додзё и преподавал при поддержке двух своих сыновей. Среди других известных мастеров окинавского отделения:
- Миядзато Эйити;
- Тугути Сэйкичи;
- Хигаонна Морио.
Мастера сменили самих себя, продолжая и бережно сохраняя традиции великих мастеров.
3. Америка
Развитие американской ветви связано с именем Питера Урбана, учителями которого были Ричард Ким Ояма Масутацу и Яматуги Гоген. Пьетро учился:
- шориндзи-рю;
- киокушин-рю;
- годзю-рю.
Больше всего учителю понравился стиль годзю, вдохновленный которым Урбан открыл школу в штате Нью-Джерси. С именем мастера связано создание Американской ассоциации Годзю Кай. Среди студентов Урбана особенно выделялись Рон Ван Клиф и Аарон Бэнкс.
Основные принципы Годзю-рю
Основа годзю-рю карате — рукопашный бой, который позволяет защищаться в небольших помещениях, таких как лифт или в толпе.
Мияги и Хигаона стали наставниками в годзю-рю жесткой системы ушу. Однако в стиле сохранились приемы, использующие внутреннюю энергию. Годзю-рю отличается высокой боевой эффективностью.
- Этика и мораль
Додзё Кун — основа этического кодекса практикующих этот стиль. Суть учения в том, что пока мускулы совершенствуются, не забывается развитие духа. Важное правило — сохранять достоинство и хорошие отношения с окружающими в любой жизненной ситуации.
Перед началом каждой боевой практики произносится установка, содержащая следующие принципы:
- скромность и вежливость;
- учет физических возможностей во время тренировок;
- применить творческий потенциал на практике;
- спокойствие;
- скорость;
- соблюдение здорового образа жизни;
- простота в повседневной жизни;
- баланс между гордостью и скромностью;
- постоянное и непрерывное обучение.
Эти установки послужили основой для изучения основных дисциплин Годзю-рю и в то же время суммировали практики, раскрывая навыки, которыми владеет мастер боевых искусств.
- Годзю-рю ката
Гоген Ямагути начал систематизировать приемы своего наставника, адаптируя их к традиционным японским боевым искусствам. В результате получилось тринадцать упражнений:
- ката сэйпаи;
- ката Супаринпей;
- ката Сантин Дайичи;
- ката Тэншо;
- ката Шантин-дайни;
- ката Гекисай Дайичи;
- ката Сайфа;
- ката Гекишай-дайни;
- ката Сисотина;
- ката Курурунфа;
- ката Теншо.
Ката считается освоенным, когда во время выполнения упражнения нет ошибок в положении и последовательности движений, а кроме того, боец понимает скрытый смысл в элементах «бокса с тенью».
Правила соревнований Годзю-рю
Соревнования по боевым искусствам проходят в форме поединка, называемого «кумитэ» в ключе годзю-рю. Во время кумитэ спортсмены могут:
- бить руками;
- ногами;
- совершать броски;
- вывести оппонента из равновесия.
Системы соревнований
Система | Визуализация |
Олимпийский | • устранение и поражение после единственного поражения;
· Борьба за третье место. |
Круговой | Победитель определяется после боя каждого из спортсменов друг с другом, исходя из количества побед. |
Форма соревнований может быть личной, командной, личной с суммой общего командного зачета.
Весовые категорий и порядок проведения взвешивания
В соревнованиях могут участвовать спортсмены обоего пола, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
Весовые категории дисциплины годзю-рю
Категория | Пол (все участники старше 18 лет) |
55 кг: | женский; |
60 кг: | мужской женский; |
65 кг: | мужской женский; |
70 кг: | мужской женский; |
75 кг: | мужчина; |
более 75 килограмм: | женский; |
80 кг: | мужчина; |
85 кг: | мужчина; |
90 кг: | мужчина; |
более 90 килограммов: | мужчина. |
Смежные категории могут быть объединены главным судьей соревнований по согласованию. Взвешивание проводится по следующим правилам:
- в специализированном помещении;
- в назначенное время;
- с участием комиссии врачей;
- исключительно на электронных или медицинских весах, погрешность которых составляет 0,1 килограмма;
- на калиброванном приборе.
Процедура завершается минимум за два часа до начала соревнований.
Если вес спортсмена не соответствует весу, указанному в заявке, спортсмен не может участвовать в текущих соревнованиях. Переход на более низкую или более высокую категорию не допускается. Единственный способ попасть на соревнования в этом случае — это откорректировать вес любым способом до окончания процедуры взвешивания.
Экзамены в Годзю-рю
В школах окинавского Годзю-рю ученики привыкли к смирению, смирению и подчинению воле учителя. Он должен принимать вещи такими, какими их видит его учитель.
Без этих качеств он проявляет гордость и эгоизм, что приведет к психологическому конфликту между учеником и учителем.
Учителю не нужно убеждать или не убеждать ученика, он просто продолжает учебу. Хороший ученик не бросает обучение, он следует за учителем. Учитель мало говорит и мало показывает. Имеющий уши слушает, имеющий глаза видят.
Терминология Годзю-рю
Заншин — Концепция постоянной психологической готовности бойца.
Мусин — (противоположность заншин) — это состояние тела, при котором внешне тело напряжено или находится в действии (выполнение ката), но внутри разума и духа полностью схожи с медитацией. Медитация в движении.
Порядок проведения жеребьевки
Бои Годзю-рю проводятся в парах, для чего проводится жеребьевка. Он также определяет порядок, в котором спортсмены вступят в бой. Как и при взвешивании, главный судья определяет место и время жеребьевки. Также назначается комиссия за жеребьевку.
Виды рисования
заглавие | сущность |
«Слепой»: | дополнительные факторы не учитываются. |
«Цель»: | учитываются следующие дополнительные факторы:
· оценка; · Территориальная принадлежность солдата. |
Экипировка
Бойцы дерутся босиком. Регламент соревнований обязывает спортсменов использовать следующие средства индивидуальной защиты:
Категория истребителя | Оборудование |
Мужчины: | защита для паховой области (панцирь). |
Женщины: | защита груди, голеней, подъемы обеих стоп. |
Мужчины и женщины с подтяжками: | помимо вышеперечисленного, необходимо обязательно носить защитную капу. |
В то же время официальные правила соревнований четко определяют, что использование перевязочных материалов, лент, повязок и другого защитного снаряжения может быть разрешено только в том случае, если спортсмен получил прямую травму во время соревнования. Это возможно при условии своевременного оказания медицинской помощи и получения разрешения от врачебной комиссии на дальнейшее участие в соревнованиях.
Система оценивания бойцов
Боец может стать победителем без непосредственного боя, если его противник опоздал или не смог явиться на бой, и его ждал сверх времени, установленного правилами конкурса.
Досрочная победа присуждается, когда:
- присудить чистую победу;
- проведение двух техник, входящих в «ваза-ари»;
- исключение соперника из соревнований;
- серьезная травма соперника, препятствующая продолжению соревнований по состоянию здоровья.
Автоматическая победа присуждается, если есть отметка «ваза-ари», а у соперника нет этой отметки. Если количество очков за «ваза-ари» одинаково для обоих соперников, победитель определяется по другим критериям, установленным правилами.
Спортсмену засчитывается чистая победа за:
- техника, после которой соперник оказывается в нокдауне или нокдаун (без нарушения правил соревнований);
- обращение соперника к судье с желанием прекратить схватку по любой причине;
- оценка «ваза ари» в размере двух до окончания времени поединка.
Прием называется «ваза ари» по правилам, установленным правилами соревнований.
Дисквалификация
Годзю-рю — это контактный и жесткий вид спорта, во время которого случаются частые травмы. Вот почему важно четко регламентировать действия, выходящие за рамки дозволенного. Спортсмен автоматически дисквалифицируется за:
- умышленная атака одной рукой в область головы, шеи и паха, в результате которой противник не смог продолжить бой;
- опоздание или отсутствие спортсмена на ковре в установленное время;
- отказ следовать указаниям рефери или главного судьи;
- повторение прямого приступа в паху;
- техника уклонения или пассивный бой после неоднократных предупреждений;
- «Ныряние» или побег и другие опасные для противника движения головой;
- недостаточная физическая подготовка;
- любые попытки моделирования;
- мошенничество с документами, удостоверяющими личность спортсмена.
Подобные нарушения могут привести к травмам или считаются неуважением к противнику и боевому искусству в целом.
Истоки стиля Годзю-рю
Корни окинавского стиля Годзю-рю уходят корнями в южный Китай. До сих пор точно неизвестно, какой стиль лег в основу Годзю-рю. Эксперты и историки боевых искусств склонны полагать, что Годзю-рю основан на нескольких школах на юге Китая. Такие школы ушу, как (кулак журавля Хэ-цюань), такие как (кулак тигра Хуцюань), (кулак Архата Лохан-цюань), (кулак леопарда Бао-цюань) и (кулак львенка Шизи-цюань).
Одна из популярных версий говорит о большом влиянии школы белого журавля.
Школа «Кулак белого журавля» была основана в 16 веке. Ван Цинянь — дочь шаолиньского монаха Ван Чжэндуна.
Его отец, Ван Чжэндун, практиковал школу «Тигр» и был великим и уважаемым учителем в Китае. Следуя учениям своих учителей, он часто становился на сторону угнетенных. И в одной из стычек он был смертельно ранен. После смерти отца Ван Цинянь продолжил учебу. Но стиль Тигра в основном основан на использовании большой физической силы, которой он не обладал.
Ван Цинянь была глубоко задумчива, она не могла победить своего врага с помощью старой техники школы Тигра. Стремление к справедливости подтолкнуло ее к постоянным поискам решения своей проблемы. И вот однажды на одной из прогулок она вошла в себя так, что казалось, что решение начало собираться в одной мысли, но ее постоянно что-то беспокоило, она огляделась и увидела белого журавля. Который своим громким криком вывел ее из мыслей. Чтобы он не мешал ей и не желая отпускать мысль о том, что он уже повзрослел, Ван Цинян с самого начала бросил ему палку, а затем бросил ему камень. Впервые ничего не произошло, кран, не напрягаясь, спокойно уворачивался и продолжал заниматься своими делами. Его удивлению не было предела, когда журавль своим крылом свободно отбросил камень в сторону. И тут к ней пришла интуиция, мысль собрала все загадки в один образ, к ней пришла идея, как найти в себе силы победить врага. Позже то, что он разработал, было названо школой кулака белого журавля.
Примерно через два года были созданы основные ансамбли и сочетания. Основной упор стиля делался на особую технику «выброса» во время движений, внутри генерировалась сила, которая с помощью специальных упражнений накапливалась и особым образом передавалась на ударную часть бойца. Благодаря этим упражнениям мастер не мог нанести удар ногой или рукой, но включал в удар вес всего тела. Что сделало удар очень мощным. В зависимости от ситуации, так сказать, включится то или иное животное, кусающий журавль или сильный тигр. Что делала техника, го или дзю (по-японски.).
До создания нового стиля Ван Цинян была отличницей своего отца в школе «Тигр», многие ее ансамбли создавались на основе старой школы. Оказывается, Годзю-рю — это подъемный кран, приводимый в движение тигром. Неплохо, это прослеживается в ката Годзю-рю, это очень хорошо видно во многих техниках, где по отдельности и где эти два стиля ушу тесно переплетаются.
Пример, ката сансейро, в котором работа двух рук моротэ-эко-укэ, далее удерживая одну руку в положении перед собой в блоке управления, когда другая атакует-контролирует, освобождает от захвата и прыгает, майтоби -гери, очень хорошо характеризует школу журавля… (Ката по версии КЕНБУКАН) Также одно из действий этого ката, работа захвата двумя руками из положения сико-дачи, с последующей атакой моротэ -цуки, низкие парирования руками, поворот в стойке с выходом обеих рук, крыло журавля, характеризует косу тигра.
Опять же, это как раз та версия, которая выходит в эфир чаще всего.
Это изображение относится к венгерскому стилю южнокитайского ушу. В этот стиль также входят два основных школьных направления «тигр» и «журавль». Как вы можете видеть на изображении, многие позиции и действия очень похожи на окинавское Годзю-рю.
Хотя лично я, как человек, практикующий окинавское Годзю-рю больше года. Могу сказать, что здесь явно нет двух школ, и если вы это хорошо понимаете, это наглядно видно.
Вот еще одна, более глубокая, хоть и очень похожая версия. Создание стиля Белого Журавля.
Другой подражательный стиль — «Журавлиный кулак» (хэцюань) получил широкую популярность не только в Китае, но и далеко за его пределами. Родившись в провинции Фуцзянь в уездах Фучжоу, Путянь и Чанъюэ, которые всегда славились своими мастерами ушу, он быстро распространился по Юго-Восточной Азии. Правда, переход стиля «из рук в руки» не оставил неизменным его первоначальный вид. Сейчас существует как минимум четыре разновидности хэцюань, которые сильно отличаются друг от друга.
Мы рассказываем первую историю Хэцюань, о чем свидетельствует школьный канон «Речи на кулаке белого журавля» (Байхэцюань мон).
Во время правления императора Канси (1662–1773) старый мастер Фань Чжэндун, прозванный «ослепляющей пальмой», приехавший сюда из соседней провинции Чжэцзян, поселился в одной из деревень в уезде Юньчунь провинции Фуцзянь. Единственной ученицей старика была его дальняя родственница, скромная и трудолюбивая девушка Фан Цинянь. Девушка любила смотреть, как играют журавли. Однажды Фань Цинянь сидела в поле, погруженная в печальные мысли о своем больном отце, который остался в другой провинции. Крик сошедшего неподалеку журавля разбудил ее от тяжелых мыслей. Фань Цинъянь, решивший напугать птицу, бросила камень в журавль. Каково же было его изумление, когда журавль взмахом мощного крыла ударил по камню, отбросив его в сторону.
Девушка стала наблюдать за повадками журавлей: например, хлопать крыльями, клевать пищу, ощипывать ее клювом, взлетать и плавно спускаться на землю. Она также вспомнила уроки своего отца, который научил ее искусству Шаолинь. Спустя несколько лет, по его наблюдениям, родился необычный стиль, сочетающий в себе технику прямого удара Шаолинь и круговых и широких ударов с «крыльями журавля». Он также разработал особую технику высвобождения силы при движениях ладонью руки, удары которой он взял за основу своей школы (удары пальцами, сложенными в щепотку — «клюв журавля» — пришли ей гораздо позже). Вдох через нос, выдох через рот. На выдохе ци поднималась из области даньтянь к ударной ладони и, в зависимости от характера движений, разделялась на темную ци (иньци) и светлую ци (янци). Чтобы регулировать циркуляцию ци в теле, использовались продолжительные крики, имитирующие крик журавля, поэтому этот стиль получил название «Кулак плачущего журавля» (ухэцюань). Сама Фань Цинянь называла его «Шаолиньский кулак белого журавля» (Шаолинь байхэцюань) или просто «Кулак белого журавля» (байхэцюань). С этим названием он вошел в историю.
Знаменитый мастер ушу Го Минь услышал об искусстве «Плачущего журавля» и решил проверить, насколько силен этот стиль. Изначально его смущало, что соперницей была женщина. Однако маловероятно, что Го Минь мог предположить, что он не только не сможет выйти победителем из дуэли, но и получит серьезную травму и надолго будет прикован к постели. Через некоторое время он приказал своему сыну Го Ли пойти к бойцу в качестве подмастерья.
Дети и ученики Го Ли развили и обогатили стиль, внедрили новые методы обучения. Поскольку в сознании китайцев название «Белый журавль» ассоциировалось с культом долголетия и сохранения здоровья, был разработан ряд техник саморегуляции, известных как «Искусство большого журавля» (дайангун). Сегодня он используется вне контекста боевой практики для лечения болезней.
Базовые упражнения одинаковы для всех направлений «журавля», а основные принципы сформулировал Фань Цинянь: «Пусть ваши руки летят, как веера; аккуратно убрать руку, как ватную палочку; протянуть руку быстро, как если бы вы стреляли в стрелу ». Техника стиля основана на круговых и широких движениях руками (точнее, ладонями и предплечьями), применяемых энергично и наотмашь, с мощным поворотом все тело.
Многие ценители и тем более сами последователи стиля недаром относят байхэцюань к «внутреннему» направлению ушу, начиная с того, что особое внимание уделяется принципам «высвобождения усилия». В ряде областей байхэцюань мануальные техники (и с ними приходится сталкиваться с большинством ударов) связаны с «пятью элементами» — деревом, землей, огнем, водой и металлом. На основе «взаимного перехода» и «взаимного отрицания» этих «элементов» строятся нападение и нападение. Например, движение, соответствующее огню, — это движение вверх по дуге снизу вверх, такое как пылающий язык огня, движение, соответствующее воде, — это движение сверху вниз, такое как потоки, падающие в водопад, и так далее
«Кулак журавля» заменил эту птицу мягкой силой движения. Силу нельзя сломить силой; ему можно противопоставить только сладость и нежность. На первом этапе последователь школы учится при виде соперника собирать силы и противостоять ему своими техническими способностями и физической подготовкой («увидеть силу — повысить силу»). Затем ученику объясняются пути мягкого ухода от ударов, «снятие» ударов с тела путем некоторого поворота тела. Противник должен быть измучен тщетными попытками поразить цель («увидеть силу — изменить силу»). Наконец, ученик понимает искусство использования силы противника, как бы заимствуя у него силу, обращая ее против себя: побеждать врага, прилагая малейшее усилие, «отдавая силу». Таким образом, стиль боя, чисто «внешний» (он даже считается генетически связанным с Шаолинь-цюань), постепенно переходит во «внутреннюю» форму, где «тяжелые» физические усилия отходят на второй план.
Лин Джет «Боевая гимнастика. Китайские упражнения ушу для здоровья и самозащиты»
Думаю, эта история ближе к правде, чем другие. Огромное богатство знаний о великом Шаолине, которое было обогащено и обновлено, стало основой для дальнейшего развития с появлением Журавля. Также было обновление Белого журавля. Вряд ли можно было создать такой великолепный стиль с нуля. Так Годзю-рю развивалось, обновлялось и только укреплялось под влиянием великих мастеров.
У нас есть огромные знания, передаваемые веками. Их нужно сохранять и приумножать.
Уровни мастерства
Мастерство определяется поясом, который носит спортсмен. Ремни, закрепленные за детьми (КЮ):
- 10 — пояс белый, полоса желтая;
- 9 — желтый пояс;
- 8 — оранжевый пояс;
- 7 — зеленый пояс;
- 6 — синий пояс;
- 5 — красный пояс;
- 4 — красный пояс, коричневая полоса;
- 3 — коричневый пояс;
- 2 — коричневый пояс, черная полоса;
- 1 — коричневый пояс, две черные полосы.
Пояса, назначенные взрослым спортсменам:
- 10 — белый пояс;
- 9 — белый пояс, желтая полоса;
- 8 — белый пояс с двумя желтыми полосами;
- 7 — желтый пояс;
- 6 — желтый пояс с зеленой полосой;
- 5 — зеленый пояс;
- 4 — зеленый пояс, коричневая полоса;
- 3 — коричневый пояс;
- 2 — коричневый пояс, черная полоса
- 1 — коричневый пояс, две черные полосы.
Противники, выходящие на татами, не обязательно имеют одинаковые пояса, но обязательно находятся в одной весовой категории. Большинство вариантов вытягивания учитывают уровень навыков, позволяя уровню пояса бойца опережать другого не более чем на 2 KYU.
Федерации Годзю-рю в Российской Федерации
На территории Российской Федерации существует множество спортивных организаций и федераций, которые занимаются пропагандой и развитием этого единоборства. Среди них:
- СК Каратэ-до Окинава Годзю-Рю (СК «КОНР»).
- Федерация Годзю-рю каратэ-до.
- Федерация окинавского Годзю-рю каратэ-до России.
- Нижегородская Федерация Годзю-Рю.
- Спортивный клуб «Окинава Годзю-рю каратэ-до будзюцу».
- Школа окинавского Годзю-рю карате в Санкт-Петербурге.
Учебная литература по годзю-рю
Образовательную литературу Годзю-рю можно условно разделить на две категории.
Учебные пособия:
- «Основы Годзю-рю каратэ» Ямучаги Госей. В книге приведены точные описания основных приемов, необходимых на начальном этапе изучения дисциплины.
- «Годзю-каратэ, понятное каждому» Мияги Тедзюн. Это издание примечательно тем, что в нем много иллюстраций, благодаря которым можно наглядно освоить сложные техники ударов и ката.