Айкидо и тайцзицюань: есть ли сходства?

Находясь в движении, пребывай в покое

Тайцзицюань (или, как сокращенно называют его приверженцы, «тайцзи») — древний вид китайского ушу, относящийся к категории «внутренних» стилей. «Внутренний» означает, во-первых, что тайцзи имеет древние китайские корни и, во-вторых, что подавляющая часть работы в тайцзи, так сказать, происходит внутри человека, это работа с внутренней энергией ци. (ки).

С другой стороны, айкидо — это довольно современное японское боевое искусство, обозначающее путь слияния с жизненной энергией ки (ци), путь гармонизации духа.

Основываясь только на определениях, даже не вникая в технические нюансы, можно понять, что и айкидо, и тай-чи стремятся овладеть принципами управления внутренней энергией человека, что в китайской традиции называется ци, а в традиции Японский — ки. Это основная метафизическая цель этих боевых искусств.

Практикуя айкидо или тайцзи-цюань, мы учимся не только бить или бросать противника, но в первую очередь стремимся научиться контролировать свою энергию.

Конечно, и тайцзюцюань, и айкидо обучают конкретным боевым приемам, учат наносить удары, хватать, бросать и другим техническим действиям. Но это не конечная цель занятий этими боевыми искусствами. Однако многие акцентируют внимание только на этом прикладном аспекте, и это их абсолютное право. Те же ботаники, которые пытаются познать всю суть, всегда на пути понимания рассматриваемых боевых искусств, сталкиваются с необходимостью знать энергию тела, энергию движения, энергию взаимодействия.

В айкидо мы учимся максимально использовать энергию ки через расслабление, правильный тонус всего мышечного корсета, правильное положение тела (камаэ), прямую спину и центральную линию. Мы овладеваем принципом тюсин рёку, то есть учимся направлять свою энергию вдоль сильной центральной линии тела. Есть стили айкидо, в которых большую часть времени тратится на освоение принципов управления внутренней энергией (например, ки айкидо).

В тайцзи есть еще более глубокий подход к развитию внутренней энергии. С первых же шагов ученик погружается в энергетическую тематику. Каждое упражнение направлено непосредственно на выработку энергии и ее каналов. Тайцзицюань представляет собой сложную систему и включает такие разделы, как: цигун, медитация, формы, практическое применение. Итак, различные цигун в тайцзицюань — это как раз те конкретные упражнения по работе с энергией ци, в которых мы качаем нашу внутреннюю энергию, развиваем ее, обрабатываем энергетические каналы.

Мягкое одолевает твердое

Айкидо и тайцзицюань используют одну и ту же стратегию непротивления. На практике это означает, что когда вас толкают, вы отдаляетесь или вращаетесь, а когда вас тянут, вы двигаетесь вперед.

Занимаясь айкидо, мы стараемся максимально использовать силу противника против него. Для этого мы стараемся максимально эффективно и оперативно интегрироваться в атаку и как бы подключаться к атакующим действиям оппонента. Чтобы это работало хорошо, наши тела должны быть в хорошей форме, но при этом достаточно расслаблены, чтобы иметь возможность реагировать на любые изменения в действиях партнера.

В тайцзи мы используем липкие руки, как если бы они цеплялись за атакующие движения противника и возвращали энергию нанесенного нам удара. В то же время мы должны быть расслаблены и собраны. Это один из ключевых моментов рассматриваемого боевого искусства.

Таким образом, несмотря на различия в техническом арсенале техник, тайцзи-цюань и айкидо используют один и тот же принцип обманчивого подчинения, чтобы захватить энергию атакующего и использовать эту энергию для самозащиты.

Медитация — способ заглянуть внутрь себя

Многие, вероятно, скажут, что в айкидо не медитируют… Тем не менее, в айкидо можно медитировать. Конечно, если мы говорим о медитации как о некоем процессе, когда мы сидим в позе лотоса и сосредотачиваемся на легкомыслии, то да, очень немногие люди практикуют такую ​​медитацию на тренировках. Скорее, его практикуют отдельные адепты айкидо, те, кто им особенно интересен. Однако под медитацией я подразумеваю гораздо более широкий процесс.

Подумайте, как мы начинаем и заканчиваем каждую тренировку айкидо. Мы сидим в позе сэйдза перед шоменом с закрытыми глазами. О чем мы думаем прямо сейчас? Наверное, все иначе. Обычно в начале тренировки мы стараемся таким образом избавиться от всего лишнего, сосредоточиться на предстоящем занятии, настроиться на плодотворную работу, расслабиться и сосредоточиться на своем центре (танден). В конце тренировки возобновляем дыхание, повторяем в голове то, что делали во время урока, успокаиваемся и снова сосредотачиваемся на тандене. Что это, кроме медитации?

Возьмем другой пример. Когда мы упорно выполняем Кихон Доса (в Айкидо Ёсинкан) или полностью поглощены выполнением повторяющейся техники, мы, по сути, выполняем динамическую медитацию. В такие моменты все наши мысли полностью сосредоточены на конкретном действии, все наше сознание уходит в это действие.

Таким образом, в айкидо практикуется медитация. Да, это особая медитация, но она все же играет свою главную роль: помогает нам заглянуть внутрь себя.

Говоря о медитации в тайцзицюань, в первую очередь, подразумевают «тихое сидение» (в китайском языке нет термина, буквально означающего медитацию в западном смысле). Бесшумное сидение — это комплекс правильного положения тела, правильного дыхания и нескольких последовательных визуализаций. «Тихое место» в Тайцзи отличается друг от друга в зависимости от уровня, на котором находится практикующий.

Самая известная разновидность «тихого сидения» — «внутренняя улыбка». Суть этой медитации сводится к чередованию визуализации ее основных центров и внутренних органов, ассоциируя их с определенным цветом и улыбкой внутри этих центров и органов. То есть мы представляем себя и каждый наш орган по отдельности совершенно здоровыми и гармоничными и как бы улыбающимися самим себе. Все это сочетается с определенным типом дыхания.

Через «тихое сидение» в тайцзицюань мы также пытаемся проникнуть в себя, найти себя в потоке различных мыслей, встретиться и, улыбаясь друг другу, обрести гармонию и умиротворение.

Общефизическая подготовка

Зал магическая техника

Особое внимание уделяется общей физической подготовке Волшебника Зала.

Одно из древних учений мастеров Mag Zal гласит:

У меча следует взять три свойства: жесткость, гибкость и остроту.

  • Мышцы должны быть жесткими;
  • Тело должно быть гибким;
  • Движения нужно отполировать.

Большинство мастеров Mag Zal не разрешают студентам изучать прикладные аспекты боевого искусства до того, как они будут развиты с помощью специальных упражнений:

  • гибкость;
  • координация;
  • скорость;
  • сила;
  • сопротивление.

В древности предварительное обучение Маг Цалу занимало много времени и могло длиться до пяти лет.

Позже, подготовительные упражнения тибетского боевого искусства, самостоятельной дисциплины, начали изучаться и практиковаться как отдельно, так и в рамках тибетской системы здравоохранения под названием «Пять способов совершенствования жизни».

Тибетская оздоровительная система включает:

  • Определенный распорядок жизни;
  • Процедуры;
  • Лекарства;
  • Упражнения;
  • Особая практика созерцания.

Принципы и методы Маг Зала предварительной подготовки и развития качеств, необходимых для тренировки, также связаны с теорией «Пяти Первых Элементов».

Зал магическая техника

Вода

Во-первых, у бойцов Мага Цзала развиты такие качества, как гибкость, удлинение и подвижность суставов, что соответствует стихии «Вода».

При этом особое внимание уделяется гибкости позвоночника.

Древняя поговорка мастеров Маг Зала гласит: «Человек молод, пока у него гибкий позвоночник».

При работе над развитием качеств «Воды» категорически запрещается применять грубую силу, так как стихия «Вода» относится к началу «Инь», которому свойственны мягкость и расслабленность.

Попытки ускорить прогресс с помощью грубой силы приводят к обратным результатам: травмам, блокировке опорно-двигательного аппарата и, в конечном итоге, нарушению всего энергетического баланса в организме.

Поэтому наиболее рациональным для развития этих качеств является мягкое расслабляющее воздействие на мышцы, суставы и сухожилия, применяемое через большое количество повторений в течение длительного времени.

Земля и Огонь

В отличие от первичного элемента «Вода», первичные элементы «Земля» и «Огонь» подчеркнули развитие силовых и быстрых качеств бойца, связанных с началом «Ян».

Эти элементы включали как работу с различными отягощениями: камни, стержни, «пояса» и «браслеты» из металла на руках и ногах, так и различные виды каменных и бронзовых гирь, штанги и гантели, а также упражнения с собственными весами, например, различные виды отжиманий, прыжков, подтягиваний и т д.

Техника Маг Цзал «Железных чаш»

Тибет

Наиболее известна так называемая техника «железных чаш» (Jag-phor): боец, держа на обеих ладонях монашескую железную чашу — патру, одновременно вращает их в противоположных направлениях по замкнутой траектории, напоминающей число «8».

Со временем вес чаш увеличивается: сначала с помощью насыпанного в них песка, затем камней, а затем свинца.

В итоге вес канавок достигает более 10 кг, а количество оборотов увеличивается до 1000 раз.

Захват — удар

Особенностью Magician Zal является широкое использование захватных приемов в сочетании с ударными.

Эта комбинация — гораздо более эффективный способ противостоять врагу, чем техника прямой атаки или техника захвата и броска.

Суть техники заключается в том, что боец ​​Маго Цзал постоянно переходит от ударов к захватам и броскам, не вступая в силовую борьбу и не позволяя противнику адаптироваться к своему боевому стилю.

Поскольку мгновенно переключиться с одной техники атаки на одну технику захвата на другую крайне сложно, как правило, именно противник, против которого используется такая техника, неожиданно для себя, оказывается пораженным или захвачен.

Техника «Захват-удар» позволяет сражаться в тесном контакте с противником, нейтрализуя его удары мягкими и обволакивающими захватами и блоками.

Тибет

Лапы дракона

Наивысшим уровнем технического мастерства Мага Цзала считается умение сражаться, не блокируя удары противника, а лишь уклоняясь от них.

Для развития этого навыка используется специальный метод обучения:

  • Напарник бойца носит специальное снаряжение, называемое «лапы дракона» — кожаные перчатки с шипами, доходящие до локтей, и такие же кожаные туфли с шипами на ногах, закрывающие ноги от стопы до колена и в драках с таким снаряжением;
  • Боец должен уклоняться от ударов противника и наносить его удары таким образом, чтобы противник не мог блокировать поражающую его руку или ногу, иначе боец ​​сразу же столкнется с кончиками лап дракона».

Зал магическая техника

Ударная техника

В Mag Zal все виды ударов руками и ногами по принципу биомеханики делятся на две основные группы:

  • Проникающие удары (колющие, рваные) (Толба); И
  • Сокрушающие удары (Шагба).

Проникающие удары

Проникающие атаки основаны на «разряде» динамической ударной волны вглубь тела противника и предназначены для поражения внутренних органов.

Они соответствуют принципу «Пустоты» и связаны с использованием энергии «Инь».

Отработка проникающих ударов

Для отработки «колющих» и «рваных» ударов использовались туши ягненка и козла, которые боец, пройдя предварительный цикл укрепления пальцев и запястий, должен был пробить ударами «рубящего» типа (цэ) или сломать хитами типа «тигровая лапа» (tag -kang).

Для создания «проникающего» эффекта используются приемы тушения свечей и уничтожения небольших деревянных брусков с помощью аэродинамической ударной волны.

Освоенной считалась техника, когда боец ​​способен проткнуть свободно подвешенный лист бумаги, даже не касаясь его.

Дробящие удары

Сокрушающие удары используются для разрушения мускулов, костей и суставов противника.

Эти удары соответствуют принципу «Полного» и связаны с использованием энергии «Ян».

Способы развития сокрушительных и проникающих ударов в Magician Zal существенно различаются.

Отработка дробящих ударов

Для обработки «сокрушающего» удара используются связки упругих деревянных прутьев или досок, постепенно увеличивающейся толщины, которые благодаря своим свойствам сочетания упругости и жесткости максимально приближены к прочности скелета человека.

Также широко используются специальные работы с пакетами с разным наполнением.

При этом мастера Маг Зала очень скептически относились к разбиванию камней и кирпичей, которые по своим свойствам не соответствовали какой-либо части человеческого тела.

Считается, что взлом этих предметов не приводит к реальной ударной боевой подготовке, что противоречит основному принципу Mag Zal:

«Эффективность, а не показуха».

Базовые принципы айкидо

Вся боевая система айкидо построена на 7 основных принципах.

  1. Дух единства (Айки). Этот принцип сложно описать словами. Все сводится к тому, чтобы научиться чувствовать партнера, чувствовать его движения и цели. По мере роста мастерства Айкидока учится управлять временем и пространством, сливаться с ним в единое целое.
  2. Гармоническое расстояние (Ма-Ай). Это можно выразить как область абсолютной безопасности. Айкидока, в зависимости от ситуации, либо постоянно восстанавливает ма-ай (отступает на безопасное расстояние), либо использует технику контратаки.
  3. Выход с линии атаки (Тенкан). Принцип неразрывно связан с ма-ай. Акидоке нужно уйти с линии атаки и приблизиться к нападающему. Конечная точка смещения зависит от используемой техники.
  4. Вход в ма-ай врага (Ирими). Выполняется сразу после (или во время) тенкана для следующей атаки нападающего.
  5. Использование центра. Правильнее описывать этот принцип как перемещение «центра» ситуации от атакующего к защищающемуся для достижения стратегического превосходства и тактической инициативы.
  6. Точка равновесия (Суми). Атакующий неуравновешен собственной инерцией. Благодаря этому он падает и, не приближаясь к защитнику и не задев его. Сам айкидока должен контролировать свое равновесие, и, если он должен упасть, он должен сделать это правильно, не повредив себя. Суми обычно заканчивается ловлей или броском соперника, чтобы исключить повторную атаку.
  7. Ударная техника (Атеми). Применяется при 100% поражении противника (нокаут, перелом) или перед броском, удержанием для отвлечения внимания.

Гибкость

Гибкость техники Мага Зала проявляется в постоянном движении, уклонении и обманных движениях, которые не позволяют противнику развить атаку, а бойцу дается возможность сразиться с более сильным и вооруженным противником или несколькими противниками на в то же время.

Еще один важный принцип техники Magic Zal — это принцип:

Не сопротивляться, а использовать.

Мастера Мага Зала в совершенстве владеют искусством использования силы врага против себя, позволяя ударам врага приближаться к ним, «забрасывая» врага в образовавшуюся воронку, «снимая» или «скручивая» энергию его движения.

Но эта практика не была уникальной и характерной только для Тибета.

Подобные приемы использовались, например, в китайском Вин Чун и русском рукопашном бою.

Итак, одним из основных принципов русского боевого искусства «Извора» является принцип непротивления силе и использование силы противника против самого себя.

Недопустимость статичного состояния

Один из важнейших моментов техники Magic Zal — недопустимость статического состояния во время боя.

Боец, даже стоя на месте, должен совершать минимальные движения, не позволяя себе полностью застыть ни на мгновение.

Если бы истребитель остановился и замерз, как полагали мастера Mag Zal, произошел бы внутренний «переход» психоэнергетических структур в статический режим, из-за которого боец ​​не мог со скоростью света отреагировать на внезапную атаку враг.

Зал магическая техника

Оцените статью
Блог про единоборства и боевые искусства